Posted 8 июля 2014,, 10:31

Published 8 июля 2014,, 10:31

Modified 30 января, 22:54

Updated 30 января, 22:54

Ингушетия: коррупция и «эхо войны»

8 июля 2014, 10:31
Республику Ингушетия сотрясают коррупционные скандалы в верхних эшелонах власти, а «эхо войны» в виде терактов и обстрелов как минимум не утихает. В то же время руководство республики уверяет, что с коррупцией и терроризмом покончено.

Улучшения ситуации в Ингушетии не наблюдается. Республику постоянно сотрясают коррупционные скандалы в верхних эшелонах власти, а «эхо войны» в виде терактов и обстрелов не только не утихает, а, похоже, усиливается. В то же время руководство республики уверяет, что с коррупцией и терроризмом в Ингушетии покончено и жизнь налаживается.

В Ингушетии на днях разгорелся очередной коррупционный скандал. МВД России выявило хищение 65 млн рублей из бюджета республики. Против бывшего министра сельского хозяйства и продовольствия Руслана Костоева, его зама и главного бухгалтера ведомства возбуждены уголовные дела. Схему чиновники выдумали бесхитростную. Они перевели на счета физических лиц, действующих под видом сотрудников страховых компаний, деньги, выделенные республиканскому Минсельхозу на возмещение затрат по страхованию посевов и урожая. В действительности никаких страховщиков не существовало, десятки миллионов рублей исчезли. Этот скандал далеко не первый, в последние годы подобные истории случаются с пугающей регулярностью.

За махинации при проведении ЕГЭ уволен министр образования Руслан Кодзоев. Министр финансов Мурат Мальсагов лишился своего поста за взятки и откаты. Арестован глава Пенсионного фонда Мовлат Вишегуров. Как выяснило следствие, чиновник и его замы незаконно получали и реализовывали государственные сертификаты, в результате было похищено 117 млн рублей. Против начальника ГИБДД Алаудина Накастоева возбуждено уголовное дело за регистрацию нерастаможенных иномарок. Только за 2013 год в республике, по данным секретаря Совета безопасности Ингушетии Алихана Кузьгова, зафиксировано 61 преступление коррупционной направленности. Вот только реальный срок получили всего два человека, остальные отделались штрафами. Хотя глава республики Юнус-Бек Евкуров уверен, что с коррупцией в республике покончено. В своем недавнем интервью «Коммерсанту» он заявил: «Я прошу прокуратуру и МВД: если есть факты коррупции, кумовства, найдите, накажите. Я на этом настаиваю. Но пока фактов таких нет».

Газета «Наша Версия» провела свое расследование и довольно быстро выяснила, что из бюджета Ингушетии, одного из самых дотационных регионов страны, деньги расхищаются даже не миллионами, а миллиардами.

Как освоить бюджетные миллиарды

Например, более двух миллиардов рублей местные чиновники смогли «списать» при строительстве жилья для переселения жителей из оползневых зон в Малгобекском районе. В 2011-2012 годах для них за 2,4 млрд рублей были возведены 558 домов общей площадью 55,8 тыс. квадратных метров. При этом себестоимость одного «квадрата» в республике - 20 тыс. рублей. Нехитрые расчеты показывают, что расходы на строительство завышены на 1,3 млрд рублей. А в прошлом году в том же Малгобекском районе построили еще 32 многоэтажки общей площадью 91,4 тыс. квадратных метров, на что было выделено из бюджета три миллиарда рублей. Экспертно-аналитическая группа Координационного Совета «Всеингушского гражданского совета» (ВГС) подсчитала, что на этой стройке чиновники сумели «заработать» более 750 млн рублей.

Еще 270 млн бюджетных денег растворились в Свердловской области. В 2009 году Евкуров предложил программу переселения безработной молодежи в другие регионы. Выяснить, как устроились ингуши на новом месте, решили представители «Всеингушского гражданского совета». Результаты опубликовала газета «Наша Версия»: «По нашим данным, в предусмотренных программой местах переселения не зарегистрировано жителей, массово переселившихся из Ингушетии. Мы считаем, что деньги попросту разворованы», - утверждают представители ВГС.

Для кого президент – не авторитет

Ну, а самый громкий скандал произошел при создании промышленного кластера по производству строительных материалов в Сунженском районе. На месторождении минералов (песок, глина, известняк, желтый мрамор) предполагалось построить сразу шесть заводов, которые полностью бы покрыли потребности республики в стройматериалах. По расчетам, доходы бюджета должны были бы составить около миллиарда рублей в виде налоговых поступлений. Проект создания строительного кластера был представлен на международном инвестиционном форуме в Сочи в 2008 году и высоко оценен лично Владимиром Путиным, который поручил правительству выделить на его реализацию порядка 13 млрд рублей. Там же, в Сочи, были заключены сразу три контракта с инвесторами из Германии и США, а также подписано соглашение между правительством Ингушетии и разработчиком проекта ОАО «Агентство цементной промышленности». Финансировать строительство кластера взялся «Дойче Банк».

Буквально в считанные дни были оформлены все правоустанавливающие документы на землю, полученную в аренду на 49 лет, лицензии на проведение геологических работ и изыскания. В общем, казалось, что проект будет реализован в кратчайшие сроки и в ближайшие годы в Ингушетии появятся сотни новых рабочих мест и тысячи метров дешевого и качественного жилья. Но воплотить планы в жизнь не удалось: Юнус-Бек Евкуров, назначенный главой Ингушетии через месяц после сочинского форума, выступил резко против строительства, сославшись на экологические риски.

Разработчик проекта - «Агентство цементной промышленности» - объяснял, что намерен строить по лучшим европейским стандартам, возил представителей общественности в Германию. Там, в 20-ти километрах от Берлина, расположен аналогичный цементный завод, который прекрасно соседствует с жилыми домами. Причем гости из Ингушетии даже с удивлением заметили, что «ботинки не пылятся». Однако глава республики оставался непреклонным, но параллельно Евкуров дал «добро» на строительство завода химических реагентов в сорокатысячном Карабулаке. Относительно этого предприятия у президента республики не возникло никаких опасений по поводу экологической безопасности.

Глава «Агентства цементной промышленности» Умар Цечоев, который уже потерял на этом проекте пять миллионов долларов, говорит, что кластер мог бы обеспечить работой как минимум четыре тысячи человек. Сейчас бизнесмен пытается достучаться до федеральных властей – пишет в Администрацию президента, директору ФСБ, в Генпрокуратуру, Минпром, Минэкономразвития, Росприроднадзор, полпреду в СКФО, МВД, а жители Ингушетии, для которых кластер в Сунженском районе давал шанс на нормальную жизнь, обратились с открытым письмом к Владимиру Путину. Цечоев рассказал, что ему известны причины его неудач. «Тогдашний зам. председателя правительства Ингушетии Павел Пущин на встрече с нами выразился предельно откровенно, что мы не с той стороны зашли. Да и мнение президента не авторитетно», - цитирует бизнесмена газета «Наша Версия».

Кстати, завод химических реагентов в Карабулаке получил от ингушских властей государственные гарантии на два миллиарда рублей. «В реальности там натуральный сарай, на который потрачено максимум 120-130 миллионов рублей», - говорит Цечоев. Но в этом проекте участвуют близкие к руководству республики люди, добавляет он.

Бумажные заводы и турецкая рабсила

В каждом интервью глава Ингушетии рассказывает о своих планах по строительству в республике новых заводов, больниц, современного жилья и горных курортов мирового уровня. Вероятно, все это глава региона планирует построить на деньги из Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Ингушетии на 2010-2016 годы», на исполнение которой заложено 79 млрд рублей. Сейчас, за два года до ее окончания, Евкуров уже рапортует о высоких результатах. При этом большинство проектов, включенных в программу, только начинают реализовываться. А проведенная управлением Генпрокуратуры по СКФО проверка показала, что еще часть объектов оказалась готовой только на бумаге. Там, где строительство все же началось, как выяснилось, трудятся турки и азербайджанцы, а не местные жители, которые не могут найти работу.

После инспекции управление Генпрокуратуры по СКФО сделало вывод, что ФЦП находится на грани срыва, а эксперты «Всеингушского гражданского совета», проводившие свое исследование, установили, что за время выполнения ФЦП бюджету страны нанесен ущерб как минимум на 7 миллиардов рублей, сообщает «Наша Версия».

Почему молодежь уходит к исламистам

Методы управления республикой и эффективность работы ее руководства вызывают все больше недовольства в Ингушетии, отмечают эксперты. Регион не только лидирует по уровню бедности и безработицы, но и постоянно фигурирует в криминальных сводках. Например, в июне только за одну неделю в республике произошло несколько подрывов и обстрел Ингушской республиканской больницы, в результате один человек погиб, еще двенадцать пострадали. В День республики удалось предотвратить теракт шахида-смертника. При этом Евкуров настаивает, что с террористами в Ингушетии покончено. По его словам, «если про бандподполье говорить, то в реальности это 20-25 человек», а июньские взрывы глава республики объяснил «эхом войны».

Эксперты настаивают, что в Ингушетии серьезно активизировались вербовщики-исламисты, а молодежь снова массово пополняет ряды террористических групп. Как сообщают СМИ со ссылкой на силовые структуры на Северном Кавказе, местные силовики практически не контролируют ситуацию в республике.

Причиной ухудшения социально-экономической ситуации в республике и активизация террористов стали коррупция и кумовство, считают аналитики. Две главные беды Ингушетии пытаются побороть уже не первое десятилетие. Именно с этой целью шесть лет назад Кремль назначил главой региона Юнус-Бека Евкурова – Героя России, в прошлом боевого генерала. Однако время показывает, что при нем главные проблемы Ингушетии не только не решены, но и углубляются.