Posted 16 июля 2014,, 11:30

Published 16 июля 2014,, 11:30

Modified 31 марта, 12:35

Updated 31 марта, 12:35

Недоразвитые корпорации

16 июля 2014, 11:30
"Корпорации развития" при создании призваны были улучшать инвестиционную привлекательность регионов, однако на поверку оказались малополезными организациями, которые создают лишь видимость работы.

В России произошло уже несколько скандалов, связанных с использованием финансовых средств региональными "корпорациями развития". Эти структуры призваны содействовать мерам по улучшению инвестиционной привлекательности регионов, однако на поверку они оказались малополезными организациями.

ОАО «Корпорация развития среднего Урала» (КРСУ) была создана правительством Свердловской области для «формирования благоприятной инвестиционной среды на территории региона». Акционерное общество на 100% принадлежит региональному правительству. Среди его проектов – «Создание и реализация проектов индустриальных парков», «МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО», «Госпиталь Восстановительных Инновационных Технологий».

В марте гендиректор КРСУ Сергей Филиппов ушел в отставку. По словам свердловского премьера Дениса Паслера, отчет КРСУ за 2013 год вызвал у правительства ряд вопросов. Незадолго до этого арбитражный суд принял решение о взыскании 239 млн рублей с дочерней структуры КРСУ в пользу компании «Главсредуралстрой-Девелопмент». В своем иске строительная компания утверждала, что власти региона «обманули застройщика».

На этом скандальные истории вокруг КРСУ не закончились. Итоги проверки Счетной палаты Свердловской области в КРСУ свидетельствуют, что корпорация близка к банкротству. Бюджетные инвестиции в 2,63 млрд рублей использованы неэффективно, до сих пор не погашен кредит в 2,73 млрд рублей, который взяла на себя компания «Уральский выставочный центр» («дочка» КРСУ). Бремя обслуживания долга в среднесрочной перспективе может лечь на бюджет Свердловской области. В целом, по данным Счетной палаты, "контроль деятельности КРСУ на должном уровне не обеспечен, что привело к значительным потерям бюджетных средств в размере 1,35 млрд рублей (26,1% от общей суммы бюджетных инвестиций и 18,9% от уставного капитала), инвестированных в общество". "Это привело к отрицательным финансовым результатам всех дочерних компаний и самой корпорации. Учитывая, что в ходе проверки не проводилась инвентаризация активов, обязательств КРСУ и ее дочерних обществ, присутствуют высокие риски наличия фактически накопленных убытков в большем размере, более 1,63 млрд рублей", — говорится в материалах проверки.

Представители регионального парламента намерены ставить вопрос об ответственности должностных лиц области и привлечь к разбирательствам прокуратуру.

«КРСУ – это такая структура, которая всегда была «вещью в себе», и с ней происходили всякие непонятные ситуации. Она, видимо, использовалась, в том числе, и как бизнес-инструмент лиц, к ней причастных. Не в первый раз внимание депутатов, прокуратуры и кого угодно направлено на эту корпорацию. Теперь все зависит от того, что на самом деле напишут в прокуратуру и получит ли прокуратура разрешение все это «раскопать». Чем все закончится, зависит не от Заксобрания, а от того, будет ли дана команда расследовать это дело до конца. Я лично думаю, что пошумят-пошумят, потом уйдут в отпуск и все спустится на тормозах», – рассказал директор Института развития и модернизации общественных связей Евгений Потапов.

Неприятные истории произошли и с корпорациями развития в Калининградской области. Собственником 100% акций ОАО «Корпорация развития Калининградской области» (КРКО) является правительство региона. В начале лета разразился небольшой скандал, когда эта структура правительства заключила соглашение о намерениях по строительству завода макаронных изделий с бизнесменом, который, как оказалось, находится под следствием по подозрению в мошенничестве.

Кроме «большой» КРКО, в Янтарном крае есть и меньшие по значимости корпорации развития, в частности «Корпорация развития туризма Калининградской области». Аудиторская компания вынесла отрицательное мнение относительно достоверности бухгалтерской отчетности корпорации. Теперь рассматривать отрицательное заключение будет совет акционеров, то есть региональное министерство туризма или, в конечном счете, губернатор.

Известный калининградский предприниматель Борис Образцов в комментарии «Росбалту» скептически оценил итоги работы этих госорганов в регионе. В издаваемой им газете «Тридевятый регион» появилась статья, в которой КРКО была названа «обиталищем смешных и ненужных монстров».

«У нас нет сельского хозяйства, но есть министерство сельского хозяйства, у нас нет туризма, но есть министерство туризма, у нас нет развития Калининградской области, но зато создана целая «Корпорация развития Калининградской области». Каждый раз, когда создается новый мегамонстр, он создается с одной целью – относительно законным способом умыкнуть деньги, потратить на создание непонятно чего с непонятным результатом. У нас в регионе даже был фонд помощи малому и среднему бизнесу, деньги которого оказались в банке, который лопнул. Миллиарды рублей пропали неизвестно куда. Все, что создается правительством области, не только нежизнеспособно, но еще и служит цели умыкнуть деньги налогоплательщиков на очередные красивые слова и фразы. Потому сегодня ничего в Калининградской области, и, я думаю, в других местах, не создается жизнеспособного и работоспособного», – заявил предприниматель.

Федеральные эксперты более снисходительно оценивают работу региональных экономистов – учитывая те полномочия, которые им оставлены. По мнению директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, корни проблем надо искать не в регионах, а в Москве.

Российские регионы находятся в состоянии искусственно организованного бюджетного кризиса, считает Михаил Делягин. Ненормальной является ситуация, когда в регионах нет денег на развитие, а средства аккумулируются на счетах федерального бюджета. В этих условиях регионам остается лишь искать инвесторов и стараться привлечь их. Но это получается далеко не у всех. В такой ситуации не следует ожидать и эффекта от деятельности всевозможных региональных корпораций развития.

«Тут нужны высочайшие менеджерские качества, которые, скорей всего, нельзя найти во всех регионах сразу. И там, где управляют не выдающиеся менеджеры, а обычные, то они объективно справиться со стоящими перед ними задачами не в состоянии. Можно говорить, что многие губернаторы некомпетентны. Но не бывает, чтобы некомпетентными были почти все губернаторы», – считает Михаил Делягин.

По словам Делягина, фактор коррупции на региональном уровне не является определяющим. Вне зависимости от того кто возглавит региональные корпорации или министерства – коррупционеры или честные чиновники – ни те, ни другие не решат экономических проблем регионов.

Примечательно, что, одновременно с известием о проблемах в региональных корпорациях развития, выволочку от полпреда президента получило руководство ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа» (КРСК). Учредителем КРСК является госкорпорация Внешэкономбанк, владеющая 100% акций ОАО. В отличие от региональных «аналогов», КРСК призвана содействовать реализации госпрограммы, направленной на развитие сразу всего Северо-Кавказского федерального округа, на привлечение в СКФО инвестиций и создание новых рабочих мест. В числе ее проектов значатся «Развитие экстремального, приключенческого и экологического туризма в СКФО», а также «Всесезонный горный курорт «Архыз».

На состоявшемся в Грозном совещании по развитию СКФО полпред президента Сергей Меликов и его зам Одес Байсултанов подвергли критике КРСК. Она напомнили, что у корпорации дефицит порядка 1,2 млрд рублей. Чиновники заявили менеджерам, что те не работают, а деньги тратят «непонятно куда».

По мнению директора Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК ЮФУ и ИСПИ РАН Виктора Черноуса, в действительности положительные подвижки в экономическом развитии Северного Кавказа в последнее время были заметны, однако их темпы отставали от потребностей регионов. Эксперт отметил, что к разработке программ развития Северного Кавказа привлекаются лишь столичные специалисты. Южнороссийские ученые приглашаются для обсуждения проблем, но их предложения остаются неуслышанными.

«Северо-кавказский институт экономических и социальных проблем ЮФУ высказывал предложения развития, которые бы не замыкались только, условно говоря, на развитии «этнических экономик», с опорой на семейный бизнес. Развивать эту сферу надо, но проблема в том, что семейный бизнес консервирует всю систему взаимоотношений, которые не работают в современных условиях, когда нельзя замыкаться в рамках одной только этнической группы. Необходимы интеграционные процессы. К сожалению, в Москве не всегда приветствуются предложения, которые способствовали бы развитию инновационных проектов и опирались на современные технологии. Но если мы вспомним, во времена Советского Союза Северный Кавказ обладал достаточно мощным, передовым по тем временам, промышленным комплексом – в Дагестане, Чечне, Северной Осетии. Сейчас же преувеличенное представление об архаичности Северного Кавказа влияет, к сожалению, на тех экономистов, которые разрабатывают планы развития регионов издалека», – рассказал Виктор Черноус.

В работе региональных корпораций развития не выяснен сам принцип – а для чего они работают. То ли их задача принести прибыль инвесторам, то ли создать во что бы то ни стало рабочие места, то ли добиться и того и другого.
В итоге же выясняется, что корпорации развития не приносят ни того ни другого.

Дмитрий Ремизов