Posted 10 сентября 2014,, 16:43

Published 10 сентября 2014,, 16:43

Modified 31 марта, 11:41

Updated 31 марта, 11:41

С чего начинается Родина

10 сентября 2014, 16:43
Севастопольские чиновники откровенно пытаются не пустить "народного мэра" Алексея Чалого во власть. Если Москва их поддержит, это скомпрометирует политическую систему России в глазах горожан, в которую они пока верят.

Конфликт Алексея Чалого с бывшими соратниками по борьбе за российский статус города развивается. Причем развивается внутри местной «Единой России». Сначала чиновники-однопартийцы успешно вычеркнули Чалого из списка кандидатов в губернаторы Севастополя, а теперь пытаются помешать ему стать спикером Заксобрания. Причем делают это открыто, хотя рейтинг "ЕдРа" вышел в топ во многом именно благодаря Чалому, а сам он до сих пор идет первым номером в партийном списке. Все это может не только снизить общий результат самой популярной в городе партии на выборах 14 сентября, но и скомпрометрировать в глазах севастопольцев политическую систему России. Потому что, как ни смешно, в ее сравнительную справедливость в "Городе русской славы" все еще верят.

Вчера секретарь Севастопольского регионального отделения «Единой России» Виктор Оганесян обвинил Чалого в попытке провести в Заксобрание своих людей, чтобы стать председателем городского парламента. «Чалый понял, что губернатором ему не быть. Его новая цель — председатель Заксобрания. Для этого он хочет провести туда своих людей. А семь мажоритарщиков из восьми и часть кандидатов из партийного списка — либо его родственники, либо люди, которые находятся у него на содержании», - утверждает Оганесян.

Директор престижной 1-й гимназии Севастополя Виктор Оганесян прославился еще до «русской весны» как борец с украинизацией системы просвещения. За нежелание сокращать часы преподавания на русском языке его чуть было не уволили. На митингах против Майдана Оганесян стоял плечом к плечу с Чалым и был прогнозируемо назначен главой управления образования Севастополя. А затем столь же предсказуемо стал одним из фронтменов местного «ЕдРа». Теперь они с Чалым враги.

Началось все с ошибки Чалого, который решил, что сможет реализовать свою мечту о создании в Севастополе прибыльного кластера приборостроения, передав оперативное руководство городом отставному адмиралу Сергею Меняйло, которого, кстати, он сам едва знал. Публично отказавшись от губернаторских полномочий на приеме у Владимира Путина, Чалый возглавил Агентство стратегического планирования.

На каких основаниях он полагал, что федеральные средства на развитие города пойдут через АСП, и таким образом он, Чалый, сохранит «удаленный контроль» над местным правительством, неизвестно. Но "народный мэр" явно недооценил властолюбие военных, которые исторически контролировали Севастополь, и переоценил верность ряда своих соратников.

За спиной податливого и.о. губернатора Меняйло очень быстро выросла тень полпреда в КФО Белавенцева, близкого к министру обороны Сергею Шойгу. В город потянулись за чинами новороссийские друзья Меняйло и отставные адмиралы из Москвы. А г-на Оганесяна, после того как тот единолично слетал в Москву от лица всей местной «Единой России», как подменили.

С кем он там встречался, неизвестно – говорят, «с самим Володиным». Но с тех пор пламенный педагог воюет против Алексея Чалого. «Я вас ни к чему не призываю. Не имею права. Но я лично буду голосовать за партийный список, т.е. за партию "Единая Россия", но против чаловских выдвиженцев-мажоритарщиков», - обращается теперь к горожанам Оганесян.

"Из 24 членов партийного списка "Единой России" у Чалого проблема только со вторым, третьим и четвертым кандидатами, - поясняет источник в окружении Алексея Чалого. - То есть, собственно, с Меняйло, Оганесяном и Борисом Колесниковым. Все остальные либо сторонники Чалого, либо готовы примкнуть к нему в случае его избрания спикером Заксобрания".

Напомним, что Чалый является первым номером в списке «ЕдРа», и, формально, его однопартийцы вроде бы никак не должны быть его врагами, но по мере приближения выборов борьба одних членов "ЕдРа" с другими становится все более грязной.

«Изображения кандидатов из команды Чалого, размещенные на щитовых конструкциях, забрасывают краской и срывают. Нам запрещают использовать мониторы с агитационной видеопродукцией на пикетах. Одновременно с этим жителей города пытаются запутать: на округах время от времени появляются листовки, стилистически похожие на агитационную продукцию кандидатов из команды Чалого», - рассказывает главный технолог предвыборного штаба "Единой России" Андрей Степанов.

Степанов видит в этом почерк ветеранов электоральных войн из горсовета Севастополя. Этот орган уже переименовали в Заксобрание, но интрига в том, что "при Украине" в нем было 76 депутатов, а после этих выборов останется 24. То есть, две трети нынешних депутатов-миллионеров, контролирующих львиную долю экономики города, в новый Закс не попадут. А ведь есть еще внешние претенденты: всего в депутаты рвутся 59 мажоритарщиков и 263 "списочных» кандидата от 14 партий.

Что это за кандидаты - отдельная тема: ринувшиеся в Севастополь партии второго и третьего эшелона в погоне за численностью принимали «бывших» без разбора. Особенно прославилась местная «Родина», где первым номером идет видный функционер Партии регионов, экс-депутат Верховной Рады Вадим Колесниченко, отвлекавший электорат Януковича «пророссийской» риторикой, пока тот готовил соглашение об ассоциации Украины с ЕС.

Это отчасти и объясняет популярность в Севастополе «Единой России»: откровенно сомнительных личностей там пока меньше всего. Так что если сегодня что-то может подорвать позиции «ЕдРа» в городе - то это внутренние конфликты. С самопиаром-то все в порядке, тем более, Алексей Чалый как владелец ряда СМИ имеет возможность обратиться к избирателям напрямую. Пока что этим заняты его сторонники. «Мы получаем много слов ободрения и поддержки от севастопольцев на личных встречах, - говорит Андрей Степанов. - Невероятное количество звонков и предложений от патриотично настроенных граждан со всей России. Такое впечатление, что все хотят нам помочь».

Технолог вряд ли преувеличивает: кадры из Кремля с «народными мэром» в черном свитере облетели если не весь мир, то всю Россию. Конечно, медийный рейтинг не вечен, но Чалый известен в городе и как владелец успешного высокотехнологичного бизнеса, и как создатель большого бесплатного военно-исторического музея «35-я батарея». И за минувшие полгода телеканалы постарались донести это до всех, сколотив Чалому внушительный даже по федеральным меркам политический капитал.

Теперь, даже если Москва имеет причины поддержать на этих выборах оппонентов Чалого, взять и ликвидировать этот капитал одним щелчком нельзя. Это как с войной на Донбассе: конъюнктура может диктовать необходимость "слива" ДНР и ЛНР, но как объяснить это миллионам, которым каждый вечер в прайм-тайм показывают кровь мирных жителей Донецка и Луганска? И как отбить у севастопольцев, склонных видеть достоинства России даже там, где их нет, стойкий привкус нечистой игры, который мгновенно и с удовольствием разнесут пристально следящие за Севастополем украинские медиа?

"У Чалого хорошая социология, - утверждает источник в его команде. - Заявления Оганесяна перебить доверия к Чалому не в состоянии. Изменить положительную динамику ЕР и кандидатов от партии тоже вряд ли у кого-то получится. Задача сейчас - предотвратить массовую фальсификацию при подсчете голосов, поскольку около 100 из 192 участков на выборах контролируют депутаты старого украинского Горсовета. Если удастся отстоять электоральный результат, команда Чалого наберет 67-69% в "Единой России" и получит 7 мажоритарщиков".

Возможно, поэтому на самом верху пока публично дистанцируются от конфликта. Как сообщил источник в Кремле «Коммерсанту», "Чалый подготовил свою программу" и, "наверное, хотел бы, чтобы ее реализовывали, в том числе члены его команды": "Конкуренция между командами Меняйло и Чалого — это внутриэлитная конкуренция, она есть практически в каждом регионе. Но Чалый находится на постоянном контакте с администрацией президента. И это важно".

Виктор Ядуха