Posted 17 сентября 2014,, 15:19

Published 17 сентября 2014,, 15:19

Modified 31 марта, 11:34

Updated 31 марта, 11:34

Беда за высоким забором

17 сентября 2014, 15:19
HRW рассказала о проблемах в российских интернатах для детей-инвалидов. Картина пугающая. Но российские общественники не шокированы - они пытаются хоть что-то изменить уже не одно десятилетие.

Правозащитная организация Human Rights Watch подготовила доклад под названием «Брошенные государством: насилие, отсутствие заботы и изолированность детей с инвалидностью в российских интернатах». В нем говорится о серьезных нарушениях со стороны персонала госучреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Доклад основан на более чем 200 интервью с детьми, их родственниками и персоналом интернатов для детей с инвалидностью в рамках обследования 10 таких учреждений в различных российских регионах. Активисты отмечают, что в учреждениях не всегда обеспечиваются доступ к необходимым медицинским услугам, достаточное питание, должная забота и возможности для игр. Кроме того, многие дети не получают почти никакого официального образования.

Некоторые дети рассказали, что их бьют, накачивают седативными препаратами и отправляют в психиатрическую больницу в «воспитательных целях» или в качестве наказания. Также обращается внимание на изоляцию детей в «лежачих палатах», где их держат в кровати и часто привязывают тряпками. Внимание, которое получают такие дети, во многих случаях ограничивается кормлением и сменой памперсов. Многих никогда или почти никогда не выпускают на улицу.

Правозащитники особо отметили, что, согласно информации Детского фонда ООН за 2010 год, из 21 государства Центральной и Восточной Европы и СНГ наша страна занимает четвертое место по числу детей-инвалидов младше трех лет, нуждающихся в институционализации. При этом половина всех детей, содержащихся в интернатах или аналогичных учреждениях, приходится именно на Россию.

Российские общественники наличия указанных в докладе проблем в системе закрытых детских домов не отрицают - о них давно и хорошо известно. «То, что происходит за дверями учреждений – это, конечно, недопустимо. Часто мы встречаем на улице детей, убежавших оттуда из-за жестокого обращения. Дети-инвалиды не имеют даже такой возможности. Проверки, что проводят органы, зачастую неэффективны, так как ребят или запугивают, или скрывают. Мы бы предложили дать больше прав на участие общественным и волонтерским организациям, которые смогут отследить и среагировать гораздо быстрее и больше», – прокомментировал доклад HRW член координационного совета движения «В защиту детства» Сергей Пчелинцев.

Доклад содержит много важной информации, но может оказаться «незамеченным», сказал "Росбалту" тренер-эксперт Общественной палаты РФ по вопросам строительства гражданского общества и социального сиротства Александр Гезалов.

«Доклад очень серьезен, но что он может добавить к уже известному, ведь мы итак обо всех проблемах знаем… Важно, чтобы этот доклад каким-то образом влиял на государственную политику в этой сфере, а не просто в очередной раз кого-то напугал. Я не знаю – будет ли HRW идеологически «продвигать» свой доклад. Я пока, честно говоря, не вижу каких-то шагов. Этот доклад прошел как-то совсем незаметно», – констатировал Гезалов.

По замечанию эксперта, доклад HRW в очередной раз напомнил о существовании проблемы и о ее серьезности.
«Надо, чтобы этот доклад стал достоянием не только общественности, но и государства. Мы, общественники, уже десятилетиями знаем о неизменной ситуации. Я сам в этой системе вырос. А нужно, чтобы этот доклад максимально приблизился к людям, которые ничего об этом «холоде» не знают, и чтобы он именно их задел, «охладил». Я имею в виду чиновников, сотрудников министерств, депутатов Госдумы», – отметил Александр Гезалов.

Исполнительный директор межрегиональной общественной организации в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями «Равные возможности» Марьяна Соколова уверена, что правозащитники HRW осветили важнейшую проблему, но при этом, возможно, чрезмерно сгустили краски.

«Группа исследователей HRW была и в нашем Псковском регионе, я сама устраивала им встречи в интернатах. Проблемы, безусловно, есть, однако отчего-то позитивный опыт не был освещен. Действительно, есть много интернатов, где обстановка далека от того, чтобы считаться хорошей, но есть и прецеденты, когда ситуация меняется к лучшему», – пояснила Марьяна Соколова.

Факты, изложенные в докладе HRW о проблемах детей-инвалидов, живущих в российских домах-интернатах, достоверны, считает член центрального совета движения «Образование для всех» Светлана Суворова. По словам общественницы, дети в домах-интернатах действительно подвергаются жестокой дискриминации, их права нарушаются.

«Я занимаюсь проблемой еще со времен существования движения «Милосердие» в советскую эпоху и знаю о ситуации не понаслышке. Однако доклад HRW получился несколько однобокий, а самое главное – рекомендации зарубежных правозащитников далеки от российской реальности. Надо сказать, что неправомерно считать, будто все российские интернаты представляют собой камеры пыток, а их работники являются садистами. И интернаты бывают разные, и люди там работают разные. Иное дело, что у нас общество в целом негативно относится к инвалидам, а государственная система не желает меняться», – разъяснила Светлана Суворова.

По мнению общественной деятельницы, с одной стороны, наблюдается стремление государства экономить на расходах на детей-инвалидов, а, с другой – чиновничий аппарат «съедает» и те деньги, что все же выделяются государством.

«Наблюдается стремление любой ценой сэкономить деньги. Закрываются коррекционные школы, а специализированные учреждения образования переводят в систему соцзащиты. Государство выделяет деньги на ребенка-инвалида, а сколько до него доходит? Все «съедают» чиновники, которые руководят системой. Цветы, мрамор в учреждениях… А воспитателей в интернат не берут, экономят на штате», – посетовала Светлана Суворова.

Правозащитники в очередной раз рассказали о том, как все плохо обстоит в «одной из стран третьего мира». Их доклад опять заметили только общественники и журналисты. Все осталось по-прежнему. Такие истории повторяются уже не первое десятилетие, а воз и ныне там.

Дмитрий Ремизов