Posted 18 сентября 2014,, 16:42

Published 18 сентября 2014,, 16:42

Modified 31 марта, 11:32

Updated 31 марта, 11:32

Поле должно быть чистым

18 сентября 2014, 16:42
Москва пытается поменять лидеров и содержание деятельности общественных организаций крымских татар. При этом их представительство в органах власти сегодня такое же слабое, как и «при Украине».

В Крыму проходят обыски у членов меджлиса и в центральном офисе организации. Сотрудники спецслужб провели во вторник утром два обыска в домах у видных членов меджлиса. ФСБ ищет запрещенную религиозную литературу. По словам опального нацлидера Мустафы Джемилева, у меджлиса хотят также изъять 7 объектов - региональные здания, офисы, квартиры. На активистов «происходит тотальное давление: от обысков и увольнений с работы до призыва в армию», говорит Джемилев.

Считается, что обыски идут в рамках уголовного дела по событиям 3 мая, когда сторонники меджлиса прорвали охрану погранпоста около Армянска и с флагами пошли встречать Джемилева, которому новые власти Крыма запретили въезд на полуостров. Именно с этого момента конфликт между Москвой и незарегистрированной общественной организацией крымских татар перешел в открытую фазу: председателю меджлиса Рефату Чубарову тогда тоже запретили въезд в Крым, одному из участников акции присудили штраф и исправительные работы, традиционный траурный митинг татар в день депортации 18 мая был впервые запрещен, митинг в «Общеевропейский день памяти жертв сталинизма и нацизма» 23 августа был запрещен тоже.

Примечательно и почти полное отсутствие крымских татар в партийных списках на минувших выборах в Госсовет Крыма. В списке “Единой России” татар было трое: Ремзи Ильясов, Лентун Безазиев и Эдип Гафаров. В списке ЛДПР – один Муса Сеитмеметов. У КПРФ, “Родины” и “Справедливой России” не было ни одного крымского татарина.

Все это выглядит странно, учитывая заявления федерального центра и властей Крыма о желательности вовлечения татар в госуправление. Но лишь на первый взгляд. Потому что после весенних демаршей Мустафы Джемилева, публично отклонившего персональное приглашение Владимира Путина к сотрудничеству и призывавшего в штаб-квартире НАТО ввести войска в Крым, все поняли: зачистка меджлиса неизбежна.

Теперь лояльные меджлисовцы – как те же Ильясов или Гафаров – уходят в структуры власти. А на нелояльных либо давят, как на главу бахчисарайского меджлиса Ахтема Чийгоза, лидера белогорского меджлиса Мустафу Асабу или Энвера Бариева, у которых дома прошли обыски, либо увольняют с работы, как бывшего главу бахчисарайской райгосадминистрации Ильми Умерова.

Дело не только в нелояльности – некоторые активисты просто общественно опасны. Ахтем Чийгоз, например, известен связями с разрешенной на Украине, но запрещенной в РФ организации «Хизб-ут Тахрир». Еще в 2007 году, когда крымский «Беркут» сносил татарские кафе, незаконно построенные на территории Ялтинского горно-лесного заповедника, бахчисарайские боевики под руководством Чийгоза закидали украинских правоохранителей «коктейлями Молотова». Сообщалось, что бойцы Дмитрия Яроша тренировались на меджлисовских базах в бахчисарайских предгорьях.

Во время Майдана Чийгоз отправлял в Киев «татарскую сотню». А в апреле, уже в российском Крыму, силами этой сотни захватил бахчисарайский заповедник «Ханский дворец», сделав его директором свою жену Эльмиру Аблялимову. К истории и археологии она отношения не имеет, зато выставляла татарских детей между воротами окруженных украинских гарнизонов Крыма и российским спецназом. Стоит ли удивляться, что Чийгоза вместе с бахичсарайским меджлисом новая мэрия выселила из здания, а полиция начала проверку законности его бизнеса?

Впрочем, не только его – попал под каток и один из самых умеренных членов меджлиса, владелец московского «Джаст-банка» и автодилер Ленур Ислямов. Мэрия Симферополя расторгла договор с принадлежащей Ислямову компанией «Крымавтотранс», а потом совмин республики принял решение о принудительном выкупе компании. Теперь принадлежащий бизнесмену телеканал ATR срочно превращается из ЗАО в ОАО, распродавая 150000 акций зрителям: Ислямов надеется, что власти не решатся портить отношения с акционерами канала в лице половины татарского населения Крыма.

Опасаются за свой бизнес и другие члены меджлиса – например, хозяин крымско-татарского ресторана, отеля и музея в Евпатории Зейнур Якубов.

Однако было бы ошибкой сводить идущие сейчас в Крыму «профилактические мероприятия» только к меджлису. Тем более, что в последние годы детище Джемилева проигрывало конкуренцию за умы и души крымских татар более радикальным светским и религиозным организациям. Среди них не только уже упоминавшийся «Хизб-ут-Тахрир», легальные лидеры которого покинули Крым после присоединения к РФ, но и турецкая исламистская секта «Нурджуллар», вербовавшая в Крыму наемников для войны в Сирии. Считается, что эти организации причастны к формированию батальона исламистов "Крым", который понес большие потери в котле под Иловайском Донецкой области. Поэтому поиски запрещенной литературы идут не только в меджлисе, но и в мечетях, и в медресе.

Тем временем, в начале сентября в Крыму было создано управление духовности мусульман «Таврический муфтият». Эту религиозную организацию возглавил казанский татарин Руслан Саитвалиев. Он заявил, что мусульманскими мечетями в Крыму руководят исламские экстремисты, и призвал не отправлять мусульманскую молодежь для обучения за границу, а обучать их в Крыму.

На запрос главного муфтия Крыма Эмирали Аблаева Верховный муфтий России Талгат Таджуддин ответил, что не имеет отношения к деятельности «Таврического муфтията». Но в меджлисе уверены, что Москва хочет заменить близкое к нему Духовное управление мусульман Крыма более лояльными России структурами.

Обыскивают и светские крымско-татарские школы с национально-религиозным уклоном. Так, прошли обыски в библиотеке «Крымской гимназии-интерната для одаренных детей» в селе Танковое Бахчисарайского района, который, как считают местные силовики, опекается структурами живущего в США турецкого проповедника Фетуллы Гюлена.

Обыскали и крымскотатарскую школу №2 в поселке Зуя Белогорского района Крыма. Там изъяли старый выпуск газеты "Возрождение", которую связывают с "Хизб-ут-Тахрир". Очевидно, что глава УФСБ в Крыму Виктор Палагин, прославившийся успешной борьбой с исламистами в Башкирии, проводит профилактику потенциальных угроз во всех сферах общественной жизни.

Одновременно в российском общественном дискурсе идет постепенное отождествление крымских татар с казанскими, хотя это два разных народа с разными языками и этногенезом. Это дает повод отклонять любые требования крымско-татарских организаций, которые выходят за рамки модели отношений федерального центра с Татарстаном. Таким образом, идет размывание сложившейся за последние 23 года в Крыму субъектности крымских татар как «единственного коренного народа Крыма».

Сейчас в меджлисе рассчитывают на помощь Турции. Как и Запад, она не признала результаты выборов в Крыму и выразила озабоченность давлением на татарских активистов. Мустафа Джемилев говорит, что крымские татары, возможно, проведут свой национальный съезд в Стамбуле, потому что в Крыму им это сделать все равно не дадут. И турецкие власти их поддерживают, однако давая при этом понять, что если крымские татары получат в России больше прав, чем до этого имели на Украине, то Турция не будет в дальнейшем акцентировать свое внимание на проблеме «аннексии Крыма».

“Российское руководство обещало крымским татарам больше прав на полуострове, чем они имели раньше, - пояснил ИА IslamNews один из приближенных к президенту Эрдогану экспертов Мухаммад Захид Гуль. - Если эти обещания подтвердятся, то проблема присоединения Крыма к России, которую раздувает Запад, будет снята с политической повестки Турции. Поскольку главным для Турции в крымском вопросе является защита исторической справедливости в отношении коренного народа полуострова, крымских татар, и гарантия их прав».

Павел Кривошеев