Posted 19 сентября 2014,, 15:22

Published 19 сентября 2014,, 15:22

Modified 31 марта, 11:32

Updated 31 марта, 11:32

При слове "культура" они хватались за кошелек

19 сентября 2014, 15:22
Идет «Год культуры», а между тем зарплаты в сфере – одни из самых низких по стране и достигнут «среднестатистических» не раньше 2018 года. А люди молчат - они слишком зависят от чиновников.

Текущий год был объявлен «Годом культуры», а между тем зарплаты работников сферы – одни из самых низких по стране и достигнут «среднестатистических» не раньше 2018 года. Глава Минкульта Владимир Мединский на одном из совещаний с президентом РФ пообещал, что если этого не произойдет, уйдет в отставку. С учетом того, что в 2018 году пройдут новые выборы президента, и, соответственно, правительство поменяется и все министры обязательно уйдут в отставку, обещание выглядит пикантным.

Официальные данные о зарплатах работников учреждений культуры свидетельствуют о большом разбросе цифр. И, действительно, трудно сравнивать оклады директора московской консерватории и работницы сельской библиотеки.

Учреждения культуры делятся на федеральные, региональные и муниципальные. Согласно данным Росстата, в мае-июне 2014 года средняя зарплата «федералов» превысила 43 тыс. рублей в месяц, «регионалов» достигла 27,5 тыс. рублей, а «муниципалов» – 16,7 тыс. рублей. Меньше всего получают работники муниципальных учреждений культуры в Орловской области и Республике Северная Осетия: там платят в среднем менее 10 тысяч рублей. Еще ниже этого рекорда оказался Дагестан: 8,7 тыс. рублей.

В некоторых регионах наблюдаются еще и задержки зарплат. «Заработная плата месяцами не выплачивается в муниципальных учреждениях культуры Кавалеровского района», – сообщала в августе пресс-служба Федерации профсоюзов Приморского края. Работники центра культуры, досуга и библиотечного обслуживания «Союз» в поселке Хрустальный добились выплаты задолженности, только обратившись в суд.

Труднее всего приходится педагогам музыкальных и художественных школ, зарплата которых ниже учителей общеобразовательных школ. Согласно данным Росстата, зарплаты педагогов муниципальных учреждений дополнительного образования в среднем по стране составляют лишь около 72% от средней зарплаты учителей средних школ. Получается, что педагоги музыкальных и художественных школ – учителя, но пониже рангом…

Однако проблемы работников школ искусств не ограничиваются низкой зарплатой. В 2013 году детская школа искусств (ДШИ) Сарапульского района Удмуртии получила всероссийскую известность после голодовки ее коллектива. Педагоги требовали не допустить увольнения директора и прекратить попытки перевести школу в статус автономного учреждения с неминуемым ростом платы за обучение, что неприемлемо для семей из сельской местности с низким уровнем доходов. Голодовка была прервана, когда появились сообщения, что власти и педагоги «нашли компромисс».

Замдиректора школы Светлана Азиатцева рассказала корреспонденту «Росбалта», что с того времени проблем у педагогов не убавилось. Самым опасным вариантом они считают сценарий, по которому их могут передать из ведения министерства культуры в ведение министерства образования. «Школам искусств дано право вести предпрофессиональные программы. Если мы перейдем в министерство образования, то не сможем обучать по этим программам. Поэтому мы считаем, что должны остаться в отрасли Минкультуры, чтобы заниматься художественным образованием», – подчеркнула Азиатцева.

Светлана Азиатцева как профсоюзный активист направила председателю комитета по культуре Госдумы замечания к рекомендациям парламентских слушаний относительно детского художественного образования. Помимо требований достижения средней зарплаты по региону для работников ДШИ, они содержат еще ряд предложений, позволяющих сохранить бесплатное художественное образование. Для этого, по мнению педагогов, необходимо сохранить цифры приема детей в ДШИ за счет бюджетных средств, обязать органы местного самоуправления выделять финансы согласно сметам ДШИ, установить единую норму за ставку в 18 часов, восстановить право преподавателей на досрочную пенсию и обеспечить выборность директоров школ.

Однако активность, которую демонстрируют сарапульские педагоги, пожалуй, является исключением на фоне общей пассивности работников культуры в отстаивании своих прав. Зависимость учреждений культуры от властей часто делает их беззащитными от произвола чиновников.

Характерным примером стал случай в Вологде, где в августе директор музыкальной школы не продлила трудовые отношения с руководителем детского симфонического оркестра Сергеем Ефимовым. Педагог, помимо того, что руководил оркестром и вел класс скрипки, еще и был лидером первичной организации межрегионального профсоюза «Учитель». Активность профсоюза, объединившего в деле защиты трудовых прав как педагогов дополнительного образования, так и учителей общеобразовательных школ, стала вызывать тревогу у властей.

Сопредседатель профсоюза «Учитель» Андрей Демидов констатировал, что схема увольнения неугодного преподавателя была характерной для таких учреждений. «Формально директор просто отказался принять на работу уволенного по окончании учебного года совместителя. Такая практика применяется во многих учебных заведениях. Чтобы сэкономить на отпускных, совместителей берут на «короткий», девятимесячный контракт. Отработал часы, иди отдыхай… за свой счет. В конце августа процедура повторяется. Теперь совместитель пишет заявление с просьбой принять на работу. Директор вправе не подписать. И не подписал», – объяснил Андрей Демидов.

Сам Сергей Ефимов свое увольнение считает местью за активную профсоюзную деятельность. «Началось все с того, что мы организовали первичку профсоюза. Далее были протестные акции, в результате которых были восстановлены зарплаты педагогам, ранее пониженные. Но потом как-то все пошло не на лад, и директор почувствовал от профсоюза какую-то угрозу. Ну, и вот чем все закончилось», – рассказал Сергей Ефимов.

Несмотря на увольнение из образовательного учреждения, педагог намерен продолжить профсоюзную деятельность в Вологде. По его мнению, причин для новых протестов будет предостаточно. «Согласно новым, уже утвержденным концепциям, дополнительное образование коммерциализируется. Так, в нынешнем году набор детей на бюджетные места в нашей музыкальной школе, насколько мне известно, в несколько раз меньший, чем в прошлом году. Это можно назвать разрушением системы музыкального образования», – считает Сергей Ефимов.

Низкие зарплаты, сокращения штата работников и сети учреждений, их коммерциализация стали отличительной чертой «развития» российской отрасли культуры. Совсем некультурный оказался этот год…

Дмитрий Ремизов