Posted 29 сентября 2014,, 16:53

Published 29 сентября 2014,, 16:53

Modified 31 марта, 11:22

Updated 31 марта, 11:22

Выселят ли беженцев из Крыма?

29 сентября 2014, 16:53
Крым переполнен переселенцами из Донбасса. Выбор у них невелик: или статус беженца и переезд в материковую Россию, или депортация на Украину через 180 дней. Чтобы избежать этого, многие не регистрируются.

Крупные города Крыма, где есть хоть какая-то работа, переполнены. В Симферополе аномальные пробки. В Севастополе после восьми вечера не сесть в маршрутку - такого не было даже в августе, пиковом по посещаемости месяце.

«В нашу школу на окраине, куда ходили только районные дети, стали ездить новые дети из дачных поселков, - рассказывает соседка. - В самих дачных поселках строительный бум: расконсервированы даже многолетние долгострои. Видимо, под сдачу».

«На Фиоленте и на Каче (пригороды Севастополя – прим. ред.) с весны живут семьи ополченцев с детьми, - поясняет ее муж, сам заядлый дачник. - Снимают дачу на 3-5 семей, в зависимости от количества комнат, и собираются жить там зимой. По крайней мере, готовятся к зиме».

«Кто все эти новые люди в транспорте и на остановках? – задается вопросом друг. - На туристов они не похожи, говор выдает Украину. Скорее всего, Донбасс: уже поняли, что возвращаться некуда и надо пускать корни, а Крым - приятней и привычней, чем за Урал лететь».

«Да, народу с Донбасса и Луганска очень много, факт, - подтверждает знакомый. - Наверное, каждая четвертая машина, если не третья - с луганскими или донецкими номерами».

«Вчера ехала с таксистом из Макеевки, - пишет коллега. - Города не знает, показывала ему дорогу. Бросил на родине дом и два магазина. Статус вынужденного переселенца не оформляет: ему удобней жить по миграционке, потому что еще надеется продать недвижимость, хоть за сколько. Говорит, у тех, кто оформляет статус беженца, недвижимость отбирают. Думаю, у многих похожая мотивация - не уезжать далеко от остатков собственности».

Как все эти люди собираются удержаться на полуострове до 2015 года, когда официально закончится установленный властями переходный период, в течение которого на полуострове действуют одновременно законы Украины и РФ? Вопрос далеко не праздный: хотя Крым продолжает принимать переселенцев с Юго-Востока Украины, размещать их давно негде. Большинство санаториев, где на первое время поселили тех, кто подал заявки на оформление статуса беженца, не приспособлены к круглогодичному проживанию. Остальные живут по иммиграционным картам - благо, власти РФ продлили для выходцев из Донбасса срок безвыездного разового пребывания со стандартных 90 до 180 дней. Но жить им на что-то надо и они пытаются работать, а работы в Крыму мало даже для местных жителей: курортников с Украины в сезон почти нет, а водная блокада полуострова убила целые отрасли сельского хозяйства и жители сел, им занимавшиеся, тоже подались в города. По данным правительства Крыма, для иностранцев здесь есть всего 903 вакансии.

Многие выходцы из Донбасса, особенно семьи ополченцев, попали еще и в психологическую ловушку. Участники донецкого и луганского восстания изначально рассчитывали на повторение крымского сценария: Россия вводит войска и присоединяет регион к себе. Но Москва рассудила иначе. В результате отцы и мужья сейчас сражаются с украинскими войсками, не зная, поможет ли Россия в очередной раз, а их жены и дети не могут свыкнуться со статусом иностранцев в «таком же, как Донбасс» Крыму, которому, по их мнению, «просто больше повезло». Они не понимают, почему Россия автоматически дала всем желающим крымчанам гражданство, а у них единственный путь его получить – оформиться беженцами куда-нибудь в Магадан.

Пока еще любой желающий может посетить миграционный центр на базе «Артека» и оформить заявку. После чего бортом МЧС РФ его отправят к месту нового жительства – как правило, в отдаленные и отличные по климату от солнечного Донбасса места. И не факт, что там будет работа, предупреждают в крымском МЧС, предлагая соискателям этой незавидной доли самим связываться с потенциальными работодателями в РФ и наводить справки о вакансиях. Но, как бы там ни было, гражданство РФ светит этим людям только в случае переселения на "материк".

Справедливости ради надо сказать, что беженцы такие не одни. Не могут получить в Крыму гражданство РФ и те, кто 10 лет жил и работал на полуострове, имея, скажем, харьковскую прописку. И теперь им тоже обидно.

Между тем, напряжение на рынке труда и в социалке Крыма растет. «Не пойму, откуда столько людей, - с плохо скрываемым раздражением говорит крымский приятель. - У нас в кафе огромные очереди. Спрашиваешь, говорят - из окрестных сел, на работу приехали. Но подозреваю, что это донецкие под местных шифруются: слишком уж они гэкают. В церкви появился второй батюшка - из Луганска. В школах полно детей с Донбасса. Многие работодатели предпочитают нанимать донбасских: они сговорчивее, им можно меньше платить».

Сами переселенцы, наоборот, жалуются, что их неохотно берут на работу. И не только потому, что ее мало. "Тут наши отметились: устраивались, а потом исчезали без объяснений, - рассказывает колесящий по Крыму на своей машине луганский таксист. - Или снимали квартиры и уезжали, не заплатив. Есть у нас такое".

Растущее раздражение местных жителей связано не только с социалкой. Крымчане и севастопольцы, которым, по счастливому совпадению их персональных интересов с кремлевскими, действительно, просто повезло: никакой их особенной заслуги в российском гражданстве нет. В глубине души они это понимают и им психологически легче смотреть на беженцев, находя в них недостатки. Это косвенно подтверждают и результаты общероссийского опроса по беженцам, проведенного ВЦИОМ 20-21 сентября. Доля россиян, выступающих за обеспечение приезжих с Украины всем необходимым и создание благоприятных условий проживания, сократилась с 50% в июле до 40% в сентябре. 45% опрошенных призывают отправить их обратно на Украину, как только для этого сложатся благоприятные обстоятельства (в июле было 39%). 7% - за приостановку приема беженцев и их скорейшую отправку обратно.

Тем не менее, переселенцы стали экономически значимым фактором, который участникам рынков труда и недвижимости уже трудно игнорировать. Расценки на аренду недвижимости в Симферополе и Севастополе с весны подскочили вдвое, стоимость жилья – на 40%.

Оценки реального числа переселенцев разнятся. «Перед ликвидацией летнего лагеря беженцев в Севастополе их было 15 тыс., потом ФМС насчитала 17 тыс. Но это те, кто зарегистрировался, а многие этого не сделали», - говорит коллега. По данным ФМС Крыма, на полуострове их сейчас находится «порядка 300 тыс».

Беженцы продолжают прибывать в Крым: за сутки въезжает до 20 тыс человек. Хотя из 1,07 млн граждан Украины, въехавших в Крым с 25 апреля по 25 августа, за консультацией по вопросу получения временного убежища обратилось всего 18 тыс. человек. В этой ситуации местные власти приняли решение:обратившиеся за статусом вынужденного переселенца смогут пребывать отныне на территории Крыма не дольше 3 дней. Естественно, теперь обратившихся станет еще меньше. Но что делать с остальными? Организовывать полицейские облавы по дачным поселкам и выселять насильственно семьи тех, кто сражается в Донбассе?

Павел Кривошеев