Posted 30 сентября 2014,, 06:36

Published 30 сентября 2014,, 06:36

Modified 31 марта, 11:22

Updated 31 марта, 11:22

В Казани проходит суд по жалобе "Агоры" на статус "иностранного агента"

30 сентября 2014, 06:36

КАЗАНЬ, 30 сентября. В Вахитовском районном суде Казани второй день проходит рассмотрение жалобы правозащитной ассоциации "Агора", которая пытается оспорить присвоение ей статуса "иностранного агента". Организация пытается доказать, что не занимается политической деятельностью.

Как передает «Бизнес Online», на процессе присутствуют трое представителей Совета по правам человека при президенте России, главред «Новой газеты» Дмитрий Муратов, а также адвокаты, ранее представлявшие интересы блогера Алексея Навального и журналиста Олега Кашина.

В июне прокурор Татарстана Илдус Нафиков потребовал внести «Агору» в реестр иностранных агентов. «Установлено, что «Агора», получая иностранное финансирование, участвует в политической деятельности на территории Российской Федерации, — гласило представление прокуратуры. — О политических целях «Агоры» свидетельствуют выступления ее руководителя Павла Чикова, неоднократно заявлявшего о предпринимаемых организацией усилиях по формированию в России общественного мнения, направленного против закона об иностранных агентах. При этом Чиков использует свои возможности как член комиссии по развитию НКО совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, а также как руководитель «Агоры», участвующей в формировании правового регулирования в качестве аккредитованного минюстом России независимого эксперта, уполномоченного на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов».

Адвокат «Агоры» Рамиль Ахметгалиев начал с того, что необходимо четко разделять, к примеру, «политическую деятельность» и «политическое участие».

"Под политикой, если опираться на представление прокуратуры, можно понимать все что угодно. Но если прокурор идет голосовать на выборы, то это «политическое участие», а вот если он будет выдвигать свою кандидатуру, то это уже будет «политическая деятельность», — объяснил адвокат «Агоры». — Также если прокуратура проводит антикоррупционную экспертизу, то она не занимается политикой, но если такую экспертизу проводит «Агора», то она, судя по представлению прокуратуры, занимается политической деятельностью. Если заместитель прокурора Фарит Загидуллин, который подписал это представление, дает интервью СМИ, то он не занимается политической деятельностью и не оказывает влияния на общественное мнение. Но если интервью дает Чиков, то он занимается политикой и оказывает влияние на общественное мнение. Эти действия по каким-то причинам трактуют по-разному".

В какой-то момент Ахметгалиев поинтересовался у представителя прокуратуры, каким образом надзорный орган сделал вывод о том, что «Агора» заявляла о готовности оказать поддержку НКО в части «противодействия прокурорскому надзору» (об этом говорится в представлении). Как выяснилось, правозащитники заявляли о готовности оказать юридическую поддержку НКО, в отношении которых прокуратура инициировала проверки.

"То есть вы считаете, что юридическая помощь, защита интересов НКО в суде — это «противодействие прокуратуре»? Мы сейчас обжалуем ваше представление — это противодействие прокуратуре?" — спросил Ахметгалиев. "С вами, да, у нас противодействие..." — заявил в ответ прокурор.

Когда Ахметгалиев стал выяснять, в чем, по мнению прокуратуры, заключаются попытки «Агоры» повлиять на государственную политику. "Вы говорите о том, что «Агора», изучая деятельность ОНК, пришла к выводу, что действующая государственная политика тормозит развитие этого общественного органа. А в чем заключается государственная политика в части ОНК, на которую «Агора», судя по-вашему представлению, оказывает влияние? Она заключается в том, что государство тормозит развитие института ОНК? Так получается?", - поинтересовался адвокат. "Выходит, что так", — заявил в ответ прокурор.

Кандидат филологических наук, доцент Нижегородского университета Елизавета Колтунова, которая провела лингвистическое исследование ежегодных докладов «Свобода интернета», подготовленных «Агорой», пришла к выводу, что прокуратура «добросовестно заблуждается», считая, что правозащитники занимаются политической деятельностью.

Журналисты рассказали судье о сотрудничестве с "Агорой" и подчеркнули, что материалов с политическим оттенком от правозащитников не поступало.

Процесс продолжается во вторник.