Posted 15 декабря 2014,, 16:38

Published 15 декабря 2014,, 16:38

Modified 31 марта, 10:13

Updated 31 марта, 10:13

Банкротство Урала

15 декабря 2014, 16:38
Наступление кризиса ознаменовалось серией банкротств предприятий и сокращением рабочих на заводах Урала. Некоторые люди труда в скором времени могут оказаться не только без работы, но и без крыши над головой.

Промышленные отрасли Урала лихорадит. Наступление волны кризиса можно заметить по серии банкротств предприятий и сокращениям работников.

Группа ЧТПЗ объявила о планах по «оптимизации численности персонала» на Челябинском трубопрокатном и Первоуральском новотрубном заводе. По данным ЧТПЗ, уволить должны около 2% от штатной численности трубной компании. До конца года планируется уволить 800 сотрудников "Ураласбеста" (градообразующее предприятие Асбеста). Стало известно, что произошли увольнения на Нижнетагильском металлургическом комбинате (входит в "Евраз"): там было уволено по сокращению полторы сотни человек. Пресс-служба «Евраза» информацию об увольнениях отрицает, однако, по данным городского центра занятости, во втором полугодии план по увольнениям на заводе включал высвобождение 159 человек.

О сокращении рабочих начали заявлять и заводы Курганской области. Некоторые предприятия либо уже перевели рабочих на неполную рабочую неделю, либо готовятся это сделать. Падение объемов производства зафиксировано на Петуховском литейно-механическом заводе, Курганмашзаводе, Шадринском автоагрегатном заводе, Курганском автобусном заводе и других крупных предприятиях. На ряде производств инициирована процедура банкротства (Курганский электромеханический завод и Шадринский завод транспортного машиностроения), а Райффайзенбанк подал заявление о признании банкротом Шадринского завода металлоконструкций.

На Нижнесалдинском металлургическом заводе увольнениям предшествовало открытое давление на профсоюзную организацию. Все началось с перехода предприятия в руки нового собственника – компании «Металлинвест». «Мне заявили, что больше на заводе профсоюзной организации не будет. Забрали у меня вначале пропуск, лишив тем самым возможности осуществлять свою профессиональную деятельность на выборной освобожденной должности председателя профкома по защите трудовых и социальных прав членов профсоюза, осуществлять контроль за соблюдением условий коллективного договора. Следующим шагом было лишение профсоюзного комитета права пользоваться ранее переданными нам помещениями, оргтехникой и средствами связи», – рассказала председатель профкома первичной организации Горно-металлургического профсоюза России (ГМПР) Ольга Чанчикова.

Изолировав профсоюз, работодатель приступил к «оптимизации». По информации ГМПР, работников уговаривали за небольшую компенсацию уволиться по соглашению сторон, мотивируя это тем, что скоро все равно все будут сокращены. Собственник завода признал, что им пришлось приостановить производство и уволить порядка 200 работников из 700. В начале декабря активисты ГМПР провели акцию протеста против увольнений. После пикета Ольга Чанчикова в сопровождении СМИ отправилась в заводоуправление на брифинг представителей прокуратуры и директора завода Сергея Гохвайса. Однако охрана предприятия заблокировала проход и не дала возможности пообщаться с директором.

Первый секретарь Свердловского обкома КПРФ Александр Ивачев полагает, что некоторые рабочие в скором времени могут оказаться не только без работы, но и без крыши над головой. Предприятия принялись выселять из общежитий своих сотрудников.

«В Екатеринбурге есть уже два случая: с жильцами общежитий машиностроительного завода им. В.В. Воровского и Горного университета, где проживают десятки семей. Предприятия начинают изыскивать возможности освободить жилые площади от своих же работников, чтобы сдавать эти площади в аренду или даже продать их. Поэтому под угрозой увольнения требуют расторжения договора соцнайма. Но покорность в этом случае не спасет работника: его потом все равно могут уволить и выбросить на улицу. Поэтому КПРФ сейчас занялась защитой работников, живущих в служебном жилье», – рассказал Александр Ивачев.

Политик уверен, что Свердловскую область в целом ждут непростые времена. «Нашу область, что странно, записывают в число «доноров», то есть не видать нам федеральных денег, соответственно дефицит бюджета ляжет тяжким бременем на область. Наша партия будет стараться, чтобы в этой сложной ситуации минимум издержек было повешено на человека труда. Мы и раньше, в «тучные времена», проводили уличные акции и сегодня к ним готовы. В случае незаконных увольнений будем отстаивать законность через суд, через публичные акции, привлекать внимание СМИ к проблеме, если будут вынуждать людей увольняться», – пообещал Ивачев.

Председатель комитета "За спасение Богословского алюминиевого завода", депутат городской думы Краснотурьинска Ильдус Хакимов настроен менее оптимистично. По его мнению, наемные работники не готовы к активному отстаиванию своих прав. «Телевизор, этот зомбоящик, хорошо работает. Такое впечатление, что какой-то «25-й кадр» в головах людей оседает. Власти и работодатели один раз слукавили, второй, третий, четвертый… И все им сходит с рук. Вот обещали реконструкцию электролизного производства на БАЗе, потом назвали это «консервацией», а сейчас разбирают. А народ остается ни с чем: приучили людей жить кто как сможет, по принципу «каждый сам за себя». Сейчас вот кто-то тешит себя надеждами на создание Богословского индустриального парка. Но это смех, конечно. Потому что ни алюминия уже нет для работы этого индустриального парка, ни рынка сбыта не предвидится. Зато большие деньги, госдотации на этот проект выделяются», – рассказал Ильдус Хакимов.

Противоположный пример успешной защиты своих интересов представляет лидер общественного движения «За права рабочих!» в Златоусте Челябинской области Марина Воробьева. Около года назад начались сокращения работников на Златоустовском электрометаллургическом заводе. Задержки с выплатой пособий уволенным работникам привели к массовым митингам протеста. «Мы добились всех выплат по зарплате. Сейчас мы контролируем выплату пособия по уходу за детьми женщинам, которые находятся в декретном отпуске. Конечно, отступать нельзя, нужно бороться. Если не идти на поводу у власти или собственников, то можно добиться всего, что требуют рабочие в рамках закона. Все были уверены, что у нас ничего не получится, что 120 миллионов «повиснут», как повисли многомиллионные долги на заводе имени Ленина, где люди не смогли организоваться и добиться выплат. Все были уверены, что в нашем случае будет то же самое. Но мы добились, что все деньги нам были выплачены до копейки», – подчеркнула Марина Воробьева.

В то же время за любую победу приходится чем-то платить. Марина Воробьева стала известной в Златоусте общественницей, зато теперь ее не берут на работу, несмотря на ее опыт и стаж. Однако лидер рабочего движения в Златоусте считает, что итоги борьбы все равно можно считать успешными.

Каждый приход кризиса, согласно старым учебникам, должен заканчиваться новым подъемом экономики. Однако теперь вместо подъема за «кризисом» приходит новое страшное слово: «деиндустриализация». Корпуса заводов закрываются, а на их месте появляются торговые центры и склады. Пока страна жила на нефтяной трубе, это было терпимо. Но при падении цен на нефть деиндустриализация может стать гибельной для экономики. Урал пострадает первым.

Дмитрий Ремизов