Posted 26 января 2015,, 16:20

Published 26 января 2015,, 16:20

Modified 31 марта, 09:43

Updated 31 марта, 09:43

Безработица наступает

26 января 2015, 16:20
В правительстве призвали готовиться к росту безработицы. Начало этого процесса заметно уже сейчас. Трудности экономики из-за ее уродливости усиливаются за счет косности руководителей российских предприятий.

Первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов, выступая в рамках Всемирного экономического форума в Давосе, призвал готовиться к росту безработицы. Серьезные колебания на рынке труда могут произойти весной, считает министр труда и соцзащиты Максим Топилин.

Страна стоит на пороге сильного снижения уровня занятости населения, подтвердил "Росбалту" член совета Конфедерации труда России, депутат Думы Астраханской области Олег Шеин. «Очень сильное снижение занятости прогнозируется даже по официальным данным. За декабрь число людей, стоящих на бирже труда, возросло по стране на 10%, а в Астраханской области – на 25%. При этом надо понимать, что речь идет о специфической выборке, которая не показывает всего масштаба проблемы. Людей, которые официально состоят на учете в центрах занятости, не так много. В стране практически полностью отсутствуют меры помощи безработным, и их пособие составляет от 900 до нескольких тысяч рублей. Соответственно, нет никакой необходимости получать такое пособие, и люди предпочитают не обращаться на биржу труда, а неофициально трудоустроиться самим. Неофициальная занятость очень велика. Буквально на днях Минтруда заявило, что 20% граждан рискует не получить пенсии – но это очень заниженная оценка. Я располагаю данными, представленными правительством в Госдуму, что в стране официально работают и являются плательщиками в Пенсионный фонд не более 30 млн человек. Учитывая количество трудоспособных в 85 млн, получается, что более 50 млн – это нелегально занятые. И оценить масштаб роста безработицы в нелегальном, в теневом, секторе экономики достаточно сложно», – рассказал Олег Шеин.

Эксперт уточнил, что важнейшей причиной спада является ситуация, когда реальное производство занимает небольшую долю в экономике. «Львиную долю экономики составляют «Газпром», «Роснефть», бюджетный сектор и вообще все, что связано с бюджетом. Сегодня бюджет сокращается на 10%. Более того, мы понимаем, что речь идет о номинальном бюджете в рублях. И секвестр бюджета в рублях с 15 до 13,5 трлн надо рассматривать, учитывая падение самого рубля. У нас нет никакого импортозамещения, мы значительную долю товаров, включая ингредиенты для химической промышленности, корма для птицепрома, всякого рода эмульсии для дорожного строительства закупаем за рубежом. Поэтому реально бюджет падает гораздо глубже, чем на 10%. Отсутствие бюджетных контрактов у компаний предполагает рост безработицы. Безработица будет массовая. Я предполагаю, что уже в ближайшее время мы столкнемся также с ростом забастовок в связи с задолженностью по зарплатам, как это было в 90-е годы», – констатировал Олег Шеин.

Реальные трудности экономики из-за ее уродливости усиливаются за счет косности руководителей российских предприятий. Последние осели в своих креслах в период «стабильности», привыкли только получать доходы, и многие не готовы к работе в кризисных условиях. Все трудности кризисного времени такие начальники перекладывают на своих работников.

В начале 2015 года руководство «РЖД» заявило о готовности отменить до 220 пригородных поездов. Было заявлено о намерении прекратить пригородное железнодорожное сообщение в Вологодской и Псковской области.

Отечественные работодатели, в том числе на «РЖД», неверно толкуют само понятие «оптимизации», сводя ее к сокращению сотрудников, считает председатель Межрегионального профсоюза железнодорожников Евгений Куликов. Как рассказал профлидер корреспонденту «Росбалта», в ближайшем будущем не исключены сокращения железнодорожников в сфере пригородного сообщения, а также локомотивных бригад Московского узла.

«Есть множество путей и возможностей оптимизировать производственный процесс. Должно быть улучшение техники и технологии производства. На пассажирском транспорте это, прежде всего, увеличение скоростей движения и сокращение продолжительных стоянок в пути следования. За счет этого сократится и время нахождения пассажиров в поездах, и рабочее время работников. Вот это и была бы настоящая оптимизация. Однако когда на железнодорожном транспорте происходит «оптимизация», то она почему-то всегда предполагает сокращение работников либо перевод их на сокращенную рабочую неделю», – сказал Евгений Куликов.

На Южном Урале в ближайшие три месяца сокращения могут затронуть около 9 тысяч работников. Уведомления об этом поступили в главное управление по труду и занятости региона.

Сокращение рабочих уральских заводов – следствие не только экономических трудностей, но и неэффективной работы менеджмента этих предприятий, считает и зампред южно-уральского отделения межотраслевого профсоюза «Содружество» Денис Гнеушев.

«Если на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ) будут сокращены, как пишут СМИ, до 6,5 тысяч человек, то им будет трудно найти рабочие места по специальности. Последствия пагубно скажутся на уровне жизни челябинцев, так как людям нужно обеспечивать свои семьи, а цены на продукты выросли. ЧТЗ – крупное предприятие, и сокращение большого числа рабочих негативно отразится на многих сферах жизни Челябинска», – предупредил Денис Гнеушев.

Профлидер подверг сомнению сетования руководителей на сложную экономическую ситуацию. «Поскольку часто приходилось сталкиваться с руководством других предприятий, то и сейчас можно предположить, что менеджмент заводов, где происходят сокращения, оставляет желать лучшего, что нынешние руководители не могут управлять предприятиями. «Уралвагонзавод», которому принадлежит ЧТЗ, – крупный федеральный холдинг, а ЧТЗ производит хорошие тракторы, которые покупают во многих странах. Уверен, что при грамотном управлении можно сохранить рабочие места», – сказал Денис Гнеушев.

Рабочие Златоустовского металлургического завода с последствиями неэффективной работы своего менеджмента столкнулись еще в декабре 2013 года, еще до прихода «трудных времен», и потому многое могут рассказать своим уральским коллегам. Златоустовский метзавод был признан банкротом, а его работники – уволены.

«Мы бьемся над тем, чтобы было проведено расследование всех кредитов, выданных заводу, на сумму почти 20 млрд рублей. По нашим данным, банк давал кредит предприятию, а потом получал эти деньги обратно через аффилированные предприятия. Такими фиктивными кредитами завод подвели под банкротство, а тысячи работников – под увольнение», – рассказала председатель общественного движения «За права рабочих!» Марина Воробьева.

Рабочая активистка напомнила, что Арбитражный суд Москвы признал недействительным кредитный договор, заключенный между банком «Петрокоммерц» и ОАО «ЗМЗ». Однако долги около 3 млрд рублей по-прежнему не списаны с обанкроченного предприятия. Хотя ОАО «ЗМЗ» уже давно признано банкротом, однако увольнения работников продолжаются по сей день.

«Известно, что 86 человек подали заявления на сокращение. Информация о том, кто это, не раскрывается. Однако также известно, что в ОАО «ЗМЗ» до сегодняшнего дня продолжали числиться 163 женщины, находившиеся в декретном отпуске по уходу за детьми. Пока они находились в декретном отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, их не могли сократить даже по ликвидации предприятия. Но когда полуторагодовалый срок закончился, они оказались в вынужденном простое – им начисляется две трети тарифа. Естественно, в итоге они написали заявления на сокращение», – рассказала Марина Воробьева.

Кому кризис, а кому – очередной способ обогатиться. Под разговоры о трудных временах, призывы сплотиться и потерпеть, капитаны российской экономики будут закрывать ворота предприятий, увольнять работников, а сами продолжат выводить финансовые средства в свои карманы и в карманы сообщников-спекулянтов?

Дмитрий Ремизов