Posted 27 января 2015,, 15:22

Published 27 января 2015,, 15:22

Modified 31 марта, 09:41

Updated 31 марта, 09:41

Дирижер оперы "Доктор Живаго" возмущен тем, что немецкие СМИ связали постановку с его позицией по Крыму

27 января 2015, 15:22

БАВАРИЯ, 27 января. Постановка румынского режиссера Сильвиу Пуркарете оперы "Доктор Живаго" в Баварии возмутила ее автора, руководителя Приморского театра оперы и балета Антона Лубченко.

Как рассказал российский дирижер и композитор корреспонденту "Росбалта", в постановке предполагался ряд недопустимых моментов. В частности, топтание портрета автора романа - Бориса Пастернака. "Кроме того, когда Живаго пел, несколько девушек в коротких юбках в масках лошадей должны были опускаться перед ним на колени и совершать некие малопристойные движения", - отметил Лубченко. Эти и другие фрагменты убрали из финальной версии по настоятельной просьбе дирижера. Тем не менее, он недоволен итоговым вариантом.

"Все герои Пастернака пьют водку в каждой сцене, русский народ представлен в постановке либо в гриме зомби, либо в масках животных. Кроме того, постановка изобилует атрибутикой общеизвестных клише в представлении Запада о Росcии - медведи, балалайки, валенки и т.д. Таким образом, Россия представлена только одной черной краской. В финале перевернутый портрет автора романа отсылает к ритуалам сатанинских обрядов - известно, что сатанисты переворачивают распятие. Я считаю, что все это искажает произведение и оскорбляет русскую культуру. Когда я готовил постановку, то обсуждал ее с наследниками писателя, в частности с Еленой Пастернак. Она очень тщательно отнеслась к либретто, пришлось вносить поправки с ее пожеланиями. Однако сейчас понятно, что все это не имело смысла...", - сообщил дирижер.

Он подчеркнул, что постановка прошла успешно. Однако его удивила реакция немецкой прессы. "Обозреватель "Радио Орфей", посмотревший постановку, заметил, что ни в одной критической статье не было профессионального обзора оперы... Этой оперой я хотел возродить линии русской музыкальной драмы. СМИ написали, что постановка подчеркивает духовные ценности старой России, за которую борется Путин, и что я поддерживаю линию президента России по Крыму. Я не очень понимаю, как эти факты связаны с конкретной постановкой оперы и зачем политизировать ситуацию, а также чем плохо здоровое чувство патриотизма и как за него можно раскритиковать музыкальную составляющую оперы. Моя подпись действительно стоит в письме по Крыму. Но моя гражданская позиция не должна иметь отношения к этому скандалу", - считает Лубченко.

"Конечно, речи о том, чтобы везти оперу в этой постановке в Россию, быть не может. Если какой-нибудь из наших театров выразит заинтересованность в постановке этой оперы, я с удовольствием рассмотрю это предложение при условии, что ставить ее будет российский режиссер, и его отношение к оригиналу либретто и тем более к роману Пастернака будет более уважительным и корректным... Режиссер заявляет, что не хотел оскорбить Россию, и я вполне ему верю. У него такое авторское прочтение. Но это не отменяет тот факт, что смысл романа Пастернака и оперы в его интерпретации подверглись зверским искажениям", - отметил руководитель Приморского театра оперы и балета.

На вопрос о том, намерен ли он обращаться в суд, Лубченко ответил, что будет консультироваться с наследниками Пастернака, поскольку этой постановкой "нарушаются прежде всего права великого писателя".

В пресс-службе Приморского театра оперы и балета сообщили, что заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец, комментируя эту ситуацию, поддержала Лубченко и подчеркнула, что, к сожалению, сегодня практически все гастроли и выступления российских артистов на Западе сталкиваются с подобными провокационными акциями. "В конечном итоге, все концерты всегда заканчиваются неизменными восторгами публики и стоячими овациями, абсолютным триумфом российского искусства. Поэтому, на мой взгляд, здесь идет речь не о реальном отображении настроя европейского общества, а, скорее, о спланированном политическом заказе определенных кругов», - цитирует Голодец пресс-служба театра.

Отметим, что сегодня последний день, когда спектакль пройдет под управлением автора.