Posted 6 февраля 2015,, 17:12

Published 6 февраля 2015,, 17:12

Modified 31 марта, 09:31

Updated 31 марта, 09:31

Под пятой железного монстра

6 февраля 2015, 17:12
Политика РЖД привела к тому, что в последние месяцы в регионах отменялись электрички и вставали заводы. Коммерческие интересы госкомпании явно вступают в противоречие со стремлением власти к социальной стабильности.

По всей стране закипела работа по подготовке акций протеста: перекрытия железных дорог обсуждаются от Забайкалья на востоке до Псковщины на западе. Массовые митинги собираются в Чите, Вологде, Пскове, Твери. Тысячи людей оказываются за воротами своих предприятий, лишаясь работы и средств к существованию… Таковы результаты политики ЗАО «Российские железные дороги» (РЖД) и его «дочек».

В течение последних месяцев начали происходить опасные с социальной точки зрения события. По всей стране отменялись электрички, в некоторых регионах – полностью, и многие удаленные населенные пункты оставались без какого-либо транспортного сообщения. Тверской вагоностроительный, Новочеркасский электровозостроительный, Брянский машиностроительный, Бежицкий сталелитейный заводы, вагоносборочное и металлургическое производство «Уралвагонзавода» в Нижнем Тагиле получили известия, что им придется увольнять работников, поскольку РЖД резко сокращают свои заказы.

Проблемы железных дорог происходят от того, что РЖД и их дочерние структуры сегодня представляют собой конгломерат акционерных обществ, менеджмент которых стремится к получению своей удельной прибыли без учета интересов смежных отраслей, считает председатель Межрегионального профсоюза железнодорожников Евгений Куликов.

«Весь железнодорожный транспорт сегодня – движение, ремонт, пригородные компании, вагоностроительные заводы и прочее – это все различные акционерные общества. Они созданы только для извлечения прибыли, которую стараются заработать для своего безбедного существования. А пригородное движение, вагоноремонтные заводы – это, в той или иной степени, невыгодно, и от этого отказываются. Ну, а судьба страны и людей совсем не волнует руководителей этих акционерных обществ. Отсюда и все проблемы», – констатировал Евгений Куликов.

По причине «нерентабельности» в начале года было полностью отменено пригородное пассажирское сообщение в Вологодской и Псковской областях. Такая же судьба ждала и другие регионы, если бы не вмешательство первого лица государства. Получив публичный «нагоняй», пригородные компании принялись восстанавливать движение электричек, но не полностью и требуя многомиллиардных компенсаций.

Начальник департамента управления бизнес-блока "Пассажирские перевозки" РЖД Геннадий Верховых заявил, что отмененные в январе 312 электричек запущены-то будут, но потребуются десятки миллиардов рублей, и при этом пригородные пассажирские компании не смогут инвестировать в обновление подвижного состава. В Приморском крае представители ОАО "Экспресс Приморья" заявили, что сохранят все действующие маршруты, только если получат 494 млн рублей. Без финансового субсидирования со стороны региона перевозчик отказался вводить «дополнительные направления».

По словам руководителя фракции КПРФ в Псковском областном собрании депутатов Александра Рогова, сейчас в Псковской области экстренно восстанавливаются маршруты электричек, однако есть опасения, что чиновники и железнодорожные начальники могут еще раз попытаться отказаться от пригородного сообщения.

«Действительно, вчера было опубликовано расписание электричек дочкой «РЖД». Те электрички, которые ходили в январе, все возвращены. Будем смотреть – что дальше будет. Администрация области уже успела закупить автобусы для замены электропоездов. Что они собираются теперь делать – сами на автобусах ездить или попытаются успокоить, подождать и начать снова сокращать? Будем внимательно отслеживать», – подчеркнул Александр Рогов.

О том, что руководство РЖД попытается «компенсировать убытки» от восстановления электричек путем повышения цен, говорят и общественные активисты Вологодской области. Значительное повышение цен приведет к тому, что проезд станет неподъемным для простого люда, и тогда может вновь встать вопрос об отмене электричек.

«Нам необходимо ограничить аппетиты тех, кто формирует тарифы на проезд. 22 рубля за 10-километровую зону – это и так рекордная сумма по СЗФО, поэтому мы считаем, что это предельно возможная сумма на 2015 год. Кроме того, мы будем требовать отмены правила «200 километров», когда пригородным сообщением считается только это расстояние. Вологодская область протяженностью больше 600 км, придется дальше садиться на поезд дальнего следования или ехать с пересадками. Это неудобно людям, повышает тарифы, и это надо отменять на федеральном уровне. Наконец, мы будем требовать отставок тех чиновников, благодаря которым вся эта ситуация стала возможной – президента «РЖД» Владимира Якунина и губернатора Олега Кувшинникова. Чтобы впредь это не могло повториться никогда», – заявила представительница вологодского оргкомитета протестного митинга Лариса Трубицина.

Долг Забайкальского края перед «Забайкальской пригородной пассажирской компанией» (ЗППК) за несколько лет составил около 2 млрд рублей. Глава региональной службы по тарифам Виктор Паздников предположил, куда могут пойти средства, если край выплатит долги. «В случае выплаты основного долга деньги пойдут на зарплату топ-менеджеров и другие цели», – сказал Паздников. Замминистра территориального развития Забайкальского края Дмитрий Палкин назвал РЖД «монстром». «Мы проводили проверку ЗППК и нашли 114 млн необоснованных долгов. За счет бюджета они предлагают финансировать все, даже покупку мебели и джипов», – констатировал Палкин.

Однако если электрички командным решением вернули, то с загрузкой работой машиностроительных производств все сложнее. «Работа Новочеркасского электровозостроительного завода приостановлена в связи с отсутствием контракта и тем, что не приобретается уже изготовленная им продукция. При этом не ясно, когда этот контракт будет подписан между РЖД и «Трансмашхолдингом», в который мы входим. На заводе частично ведутся работы – только там, где есть товарно-материальные ценности, с которыми можно работать. Но половина персонала – это порядка 5 тысяч человек – остаются без работы. В связи с падением объема заказанной продукции – по еще не подписанному контракту – сейчас активно рассматривается вопрос об оптимизации численности персонала. Вполне возможно, что более двух тысяч человек могут лишиться рабочих мест, так как объем, который заявлен, значительно ниже объема 2014 года. Если же и контракт не будет подписан в ближайшее время, то все сотрудники завода будут вынуждены находиться в частично оплачиваемом отпуске, с оплатой 2/3 от тарифного оклада», – объяснил председатель профкома НЭВЗ Алексей Милосердный.

Работники Тверского вагоностроительного завода готовы выйти на акции протеста против планов по увольнению персонала. Как сообщила корреспонденту «Росбалта» председатель молодежного совета объединенной профорганизации завода Елена Желнова, предприятие не будет работать с 9 февраля по 10 марта, планируется сокращение почти 2 тысяч человек.

«Мощность завода – 1,2 тыс. вагонов в год. В последние годы объем заказов сокращается. В 2015 году Федеральная пассажирская компания — основной покупатель вагонов – заказала всего 15 штук. По предварительным данным, возможны еще какие-то заказы, но этого катастрофически мало. Если остановится производство, Россия потеряет лучший вагоностроительный завод и возможность строить пассажирские вагоны – придется покупать их за рубежом, давая работу гражданам чужих стран в ущерб своим. Это, впрочем, уже и так делается», – рассказала Елена Желнова.

Создается впечатление, что РЖД и дочерние структуры оказались частной вотчиной менеджеров, зачастую ставящих свои коммерческие интересы выше государственных. Возможно, одной из их целей было публично дискредитировать самих себя, чтобы добиться приватизации еще неприватизированного и стать уже полновластными хозяевами отрасли – предварительно отрезав все «убыточные» смежные сферы.

Дмитрий Ремизов