Posted 10 февраля 2015,, 16:09

Published 10 февраля 2015,, 16:09

Modified 31 марта, 09:28

Updated 31 марта, 09:28

Ждут ли туриста в России?

10 февраля 2015, 16:09
В новом году направленность турпотока резко изменится: большинство россиян предпочтет отдыхать на родине, за рубли. Однако такие перемены оказались неожиданными для отечественной туристической индустрии.

Ослабление рубля привело к резкому подорожанию туристических путевок за рубеж. Сегодня практически все эксперты предсказывают, что в наступившем 2015 году направленность турпотока резко изменится: большинство россиян предпочтет отдыхать на родине, за рубли. Однако такие перемены оказались неожиданными для отечественной туристической индустрии. Выяснилось, что инфраструктура пребывает в запущенном состоянии, сервис оставляет желать лучшего и нет даже идеи внутреннего туризма. Сумеет ли отрасль измениться согласно требованиям момента?

«Внутренний турпоток сильно увеличится, судя по всему. Но инфраструктура к этому не совсем готова. Позитивные тенденции отмечаются только в Сочи и Красной Поляне, а больше у нас нигде ничего не построено. Поэтому российские курорты сейчас имеют двух-трехлетний лимит времени на то, чтобы провести полную реконструкцию, довести сервис до мирового уровня. Если сейчас это сделать не удастся, то такого шанса больше не будет», – полагает сопредседатель Общественного совета при Ростуризме Дмитрий Давыденко.

Эксперт считает, что, несмотря на рост внутрироссийского турпотока, количество отдыхающих в этом году на Крымском полуострове не вырастет. «Люди, которые туда ездили в минувшем году, остались очень недовольны уровнем сервиса и качеством дороги. Переправа в Керчь практически всех очень сильно раздражает. Кто ездил машиной – они в этом году в Крым не поедут, думаю. Поэтому количество отдыхающих в Крыму и не увеличится, и не уменьшится, а скорее всего, останется на уровне прошлого года», – отметил Дмитрий Давыденко.

Как подчеркнул эксперт, главное, чего не хватает российской туриндустрии – это освоения современных управленческих и организационных технологий. Если эти технологии будут освоены, только тогда можно будет рассчитывать на развитие отрасли.

Курорт Сочи потенциально может принять увеличенный турпоток, но подготовительная работа к этому не ведется, считает известный сочинский блогер, экономист Александр Валов. «Мэр Сочи назвал цифру в 5 млн отдыхающих, которые этим летом посетили курорт. Но я весьма скептически отношусь к этой цифре. По самым оптимистическим оценкам, в 2014 году в Сочи приехали, от силы, 3 млн человек, и это – за счет Олимпиады, "Формулы" и других мероприятий. Зимний сезон в эту статистику включать нельзя, так как приехавшие на Новый год – это уже цифры нового, 2015 года», – объяснил блогер.

Как рассказал Валов корреспонденту «Росбалта», в туристической сфере наблюдаются застой и сокращение кадров.

«В принципе, Сочи может принять и 5 млн, и 7 млн туристов, гостиничные фонды для этого имеются. Но инфраструктура словно бы «отключается». Авиаэкспресс «Ласточка» до аэропорта уже не ходит, часть гостиниц не эксплуатируется, «забрасывается», кадры сокращаются. Так, известно, что в «Адлеркурорте» часть работников из-за кризисных тенденций была отправлена в отпуск без содержания, увольняется. Чтобы вся инфраструктура «включилась» и заработала, потребуется некоторое время. Для этого также будет необходимо участие государства. Но складывается такое ощущение, что государство, наоборот, делает все, чтобы курорт Сочи не работал на полную мощность», – рассказал блогер. По мнению Валова, туристический сервис на российском курорте явно отстает от лучшего зарубежного, и конкурентным преимуществом Сочи в предстоящем летнем сезоне станет цена.

Индустрия отдыха, как и другие отрасли российской экономики, находится в переходном периоде, уверен эксперт в туристической сфере Валерий Туроверов. «Кризис, который возник в выездном туризме, несомненно, станет катализатором для развития внутреннего туризма. Потребителям, побывавшим в других странах, есть с чем сравнивать. Они будут более требовательны к отечественным владельцам индустрии, и бизнесу надо будет подстраиваться под требования клиента. Но тут есть еще одна волнующая проблема: если учитывать курс доллара и евро, у людей не остается иного выбора, кроме как выбирать отечественные курорты. Есть опасение по поводу того, чтобы владельцы гостиничной индустрии не начали неоправданно повышать цены», – рассказал эксперт.

Валерий Туроверов отметил, что различные регионы страны по-разному готовы к приему возрастающего турпотока.

«Если мы говорим о черноморском побережье Кавказа, Крыма, то оно имеет возможности размещения большего числа туристов. Если же говорить о достопримечательностях «Золотого кольца» или Байкала, то тут явно потребуется развитие, расширение туристической базы», – уточнил специалист.

Руководитель Туристского экспертного сообщества, член Общественного совета при Ростуризме Сергей Поздняков оппонирует чиновникам, которые полагают, что «все само наладится» в условиях дешевого рубля. По мнению эксперта, без деятельного участия государства внутренний российский туризм сам собою не разовьется. «Сейчас слишком много эйфории – якобы санкции, курс доллара позволят всем броситься отдыхать в России. Но есть проблемы, на которые не обращают внимания. Часто говорят, что инфраструктура не та, дорог нет. Но эти старые проблемы постепенно решаются, положительная динамика есть: и дороги ремонтируются, и гостиницы появляются. Однако я всегда говорю, что у нас есть исполнительная власть, есть законодательная, но нет созидательной власти. Кто будет придумывать новые маршруты? Предполагается, что туроператоры. Кто будет создавать новые объекты? Предполагается, что бизнес. А ведь это надо делать сообща – обществу, бизнесу и власти. В стране давно созрела и перезрела необходимость создания министерства туризма – единого ведомства, которое занялось бы развитием территорий через туризм. Нынешняя связка между Минкультом и Ростуризмом – очень болевая», – констатировал Сергей Поздняков.

По мнению эксперта, у внутреннего туризма в России сегодня нет идеи.

«Направленность всех документов, в том числе федеральной целевой программы, связана с инфраструктурой и капстроительством. Но простой вопрос – ради чего люди поедут куда-то – вообще не поднимается. На что предлагают посмотреть туристу? На природу – лес, речку, или сакральные места – церкви, монастыри. Но этого недостаточно», – считает Сергей Поздняков.

Эксперт уверен, что надо развивать событийный туризм, связанный с историей страны. «Предстоит юбилей – 70-летие Победы. И даже по этой теме очень мало реальных шагов. По теме войны можно будет показать только братские могилы и обелиски. Не хватает музеев, развития тематических мест. В Смоленске уже несколько лет закрыт музей Великой Отечественной войны, и хорошо, если он хотя бы ко Дню Победы откроется. В городах воинской славы нет экспозиций, посвященных воинской теме. Декларируется помощь Крыму, а ведь надо не забывать, что в Севастополе есть впечатляющий военно-исторический комплекс. Туризм здесь мог бы идти рука об руку с патриотическим воспитанием, если бы заинтересованные стороны приложили усилия. Но пока это все только в перспективе», - заметил Сергей Поздняков.

В целом ситуация с развитием туристической индустрии напоминает историю с введением контрсанкций по импорту. В случае с ограничением ввоза продуктов чиновники надеются, что в России «само все вырастет». В итоге само не растет, а цены выросли даже на отечественную продукцию. Такая же история складывается с туристической отраслью. Чиновники уверяют, что недоступность отдыха за рубежом позволит развиться внутреннему туризму. В реальности же цены на гостиничные номера и путевки внутри России растут, а качество отдыха внутри страны за ними не торопится.

Стране явно требуются действительно эффективные менеджеры, которые взяли бы на себя ответственность за развитие отраслей, в том числе туристической. Однако их-то как раз и не видно.

Дмитрий Ремизов