Posted 16 февраля 2015,, 16:33

Published 16 февраля 2015,, 16:33

Modified 31 марта, 09:23

Updated 31 марта, 09:23

Экономика ждет перемен

16 февраля 2015, 16:33
Кризис накрывает российские регионы. Примечательно, что трудности первыми начинают испытывать промышленно развитые области: именно здесь наблюдается спад производства и начинается рост безработицы.

Кризис накрывает российские регионы. Примечательно, что трудности первыми начинают испытывать промышленно развитые области: именно здесь наблюдается спад и начинается рост безработицы.

Рост промышленности теперь поставлен под вопрос. Армию безработных могут пополнить рабочие ряда предприятий на юге страны, в том числе таких флагманов экономики, как Новочеркасского электровозостроительного завода (НЭВЗ). В настоящее время завод не имеет подписанного контракта с единственным возможным заказчиком: ОАО «РЖД». Даже если контракт будет подписан, объем заказа все равно будет меньше, чем в прошлом году. По информации начальника управления промышленности минпрома Ростовской области Андрея Фролова, завод произведет лишь 350-370 секций электровозов, в то время как в прошлом году их было выпущено 576.

Однако если НЭВЗ находится на виду, и его судьбой занимаются госчиновники самого разного уровня, то спасение более мелких предприятий, вероятно, станет делом менеджмента самих этих предприятий. При этом надежды, что «слабый рубль» поможет подняться отечественному производителю, представляются чересчур радужными. Так, Андрей Фролов апелляцию к цифрам роста экономики в 1998 году, после тогдашнего резкого падения рубля, считает некорректной. «Легко тогда было расти от нуля», - иронически заметил чиновник. Еще одним негативным фактором станет зависимость многих отраслей от поставок импортных комплектующих из-за рубежа. При этом ссылки на последствия от зарубежных санкций тоже сомнительны. Очевидно, что российские органы власти способны устроить санкции собственной экономике.

«Проблемы наших предприятий связаны с ситуацией на финансовых рынках. Мы видим, что творится с банковской процентной ставкой. Именно с проблемой доступности финансов и связано на сегодняшний день подавляющее большинство трудностей, которые испытывают предприятия», - заявил Андрей Фролов на «круглом столе» в Ростове.

Экс-министр промышленности и энергетики Ростовской области, ныне зампред Законодательного собрания региона Сергей Михалев, вспоминая кризис 2008 года, тоже подметил отличия нынешней ситуации от тех времен. Сегодня не принято говорить о «кризисе», а говорят о «новых социально-экономических условиях». Сегодня также многие предприятия не получают оплаты за поставленную продукцию, упали спрос и реализация. Однако озабоченности происходящим отчего-то видно меньше.

«В 2008 году несколько важных федеральных совещаний было проведено, был принят ряд решений на федеральном и региональном уровне по сбыту продукции, например, «Ростсельмаша». Федеральные программы предусматривали выделение средств на стимулирование сбыта. Сегодня я не слышу о таких программах. Да, есть перечень предприятий, есть решение о выделении миллиардов рублей для их поддержки. Но подзаконных актов о том, как поддерживать, в какой части, все еще нет», - констатировал Сергей Михалев.

Проблемы российской экономики обусловлены геополитическими проблемами страны и усугублены нерациональной политикой чиновников правительства РФ, считает профессор ЮФУ Ольга Белокрылова. Доктор экономических наук констатировала, что страна оказалась в ситуации стагнации, снижающихся темпов экономического роста, а на 2015 год Центробанк уже прогнозирует рецессию в 3,2%.

«Некоторые проблемы возникают в значительной мере из-за позиции правительственных чиновников. Это ярко видно в ситуации с НЭВЗ. «РЖД» - это компания со стопроцентным государственным участием. И то, что у госкомпании нет контракта с НЭВЗ, можно назвать дефолтом по отношению к заводу», - сказала экономист.

По мнению Ольги Белокрыловой, на государственном уровне не принимаются должные меры поддержки экономики.

«Вливать триллионы в банковскую систему, на мой взгляд, не очень рационально. Более правильной была бы поддержка государством реального сектора, предоставление льгот предприятиям, находящимся в сложной ситуации. Тогда и не понадобилось бы вливать такие средства», - полагает экономист.

Столица ЮФО может прославиться еще одним парадоксом, связанным с забывчивостью федеральных чиновников. Принято решение о переносе аэропорта Ростова-на-Дону за пределы города. При этом «забыли» о том, что взлетно-посадочную полосу старого аэродрома использует Ростовский завод гражданской авиации №412 (РЗГА). Забыли целый завод с 840 работниками!

РЗГА, специализирующийся на ремонте самолетов типа АН и ТУ-134, использовал ВПП близлежащего ростовского аэропорта для приема, испытаний и отправки ремонтируемых самолетов. Как заявил гендиректор завода Мухадин Коблев, теперь предприятие готовится к массовому сокращению сотрудников. «В прошлом году мы отремонтировали 12 самолетов. На сегодняшний день есть несколько заказов, переходящих с прошлого года. Но «входящей» продукции нет, и цикл работы авиаремонтного завода, который должен быть непрерывным, приостанавливается. Новых заказов от госструктур нет, и фактически сегодня мы имеем на предприятии скрытую форму безработицы. Тормозом стал именно вопрос о ВПП. На отремонтированные самолеты предусмотрено два года гарантийных обязательств. Если мы заключим новые контракты в 2016 году, то в связи с закрытием ВПП не сможем выполнить свои обязательства», - рассказал Мухадин Коблев.

Ни силовые структуры, использующие АНы, ни «Объединенная авиастроительная корпорация» теперь не проявляют интереса к дальнейшему сотрудничеству с РЗГА. Попытки руководства завода получить заказы на ремонт вертолетов также не увенчались успехом.

Кандидат экономических наук, главный редактор «Российского академического журнала» Алексей Федоров считает, что нынешний кризис, в отличие от кризисов 1998 и 2008 года, не экономический, а политический, и преодолевать его придется тоже не экономическими методами, а мерами политического характера. По мнению экономиста, госчиновники все еще продолжают пребывать в неверной системе, несмотря на вызовы времени.

«Как действуют сотрудники ЦБ, которые прочитали учебники столетней давности? Они пытаются корректировать инфляцию с помощью процентной ставки. Даже Федеральная резервная система с большой опаской и только в качестве эксперимента пытается корректировать инфляцию с помощью процентной ставки. У нас же процентную ставку за короткое время повышали четыре раза. Тем самым только убивали промышленность», - заметил Алексей Федоров.

Экономист уверен, что российское государство созрело к серьезным переменам в экономической системе. «Надо готовиться к тому, что экономическая модель будет изменена в ближайшее время. И это будет уже не либеральная модель, а, скорее, государственный капитализм. Об этом говорит и принятие закона о территориях опережающего развития, и создание госкорпораций по развитию регионов, и докапитализация, идущая в банковской системе», - предположил Алексей Федоров.

В отличие от 1998 и 2008 года, страна действительно как-то очень спокойно вползает в кризис. По этому поводу можно, конечно, иронизировать, но тишина, как известно, очень часто бывает перед бурей.

Дмитрий Ремизов