Posted 4 марта 2015,, 16:02

Published 4 марта 2015,, 16:02

Modified 31 января, 03:05

Updated 31 января, 03:05

ЧП федерального масштаба

4 марта 2015, 16:02
Задержание губернатора Сахалина стало вехой. Кто-то увидел в этом решительный поворот в сторону борьбы с коррупцией, иные – обострение борьбы внутри властных кланов. Но приход перемен уже не отрицает никто.

Губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин был задержан в Южно-Сахалинске и самолетом доставлен в Москву. Официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин сообщил, что в отношении главы региона и его соучастников расследуется уголовное дело по факту получения взятки в особо крупном размере.

Задержание «начальника Сахалина» оказалось неожиданным даже для экспертов-политологов. Многие указывали на слабые позиции главы островного региона, сомневались в возможности его победы на выборах. Коррупционные скандалы разгорались и тлели на острове уже довольно длительное время. Однако демонстративного ареста еще до отрешения от должности не ожидал никто. Кроме, видимо, силовиков, готовивших задержание.

В связи с этим эксперты не дают однозначного ответа на вопрос – что же стало истинной причиной «спецоперации» по обезвреживанию подозреваемого: то ли действительно коррупция в регионе переливается через край, то ли с неугодным губернатором разделались столичные недоброжелатели. В последние годы у Хорошавина был открытый конфликт с ОНФ, «фронтовики» указывали на различные нарушения, происходившие в области. По этой причине главным недругом губернатора стали считать руководителя штаба ОНФ Вячеслава Володина.

Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов полагает, что резонанс задержания Хорошавина заключается именно в том, что наручники надели на еще действующего губернатора. Однако обвинения в коррупции ранее уже адресовались чиновникам регионального уровня и в других субъектах РФ. «Одним из таких случаев было дело в отношении бывшего тульского губернатора Вячеслава Дудки. Экс-губернатора Новосибирской области Василия Юрченко обвиняли не только в коррупции, но еще и в связях с криминальными группировками. Достаточно серьезные претензии предъявлялись брянскому губернатору Николаю Денину. Сахалин стал пиком в этом «антикоррупционном тренде», - констатировал эксперт.

Дмитрий Абзалов отметил, что Сахалин – уникальный регион, и не только потому, что в него входят Курильские острова, играющие важную внешнеполитическую роль. «Помимо прочего, это один из ключевых регионов по добыче энергоносителей. Там расположен единственный в России завод по сжижению газа. При этом из-за неэффективности государственного управления в регионе происходит депопуляция, население сокращается, уезжает. Там были скандалы, связанные со строительством дорог, объектов инфраструктуры. В регионе ранее произошел целый ряд громких отставок. Я напомню, что речь идет и о проблемах, связанных с проверками в областном министерстве инвестиций и внешних связей, а также УМВД, руководитель которого был снят с должности. Были скандалы, связанные с закупкой автотранспортного парка и ремонтных работ. Из международной составляющей можно вспомнить целый ряд нарушений, связанных с представлением в ШОС ряда проектов Сахалинской области. В общем, проблемы у губернатора возникли достаточно серьезные», - перечислил эксперт.

Дмитрий Абзалов полагает, что после изучения материалов всех проверок и созрело такое радикальное решение, как задержание губернатора и людей из его окружения. Эксперт упомянул, что антикоррупционная борьба в последнее время затронула чиновников и в других субъектах Федерации. Так, был арестован заместитель главы Краснодарского края, фигурантами уголовных дел стали чиновники рангом поменьше в других регионах страны.

Зампред комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн тоже призвал не спешить политизировать дело Хорошавина. «Я бы не искал иной подоплеки, кроме уголовно-правовой. Для того чтобы задержать губернатора, тем более, отправить спецбортом в Москву, нужны более чем веские основания. Задержание губернатора, высшего должностного лица региона – это, конечно, чрезвычайное происшествие. Какой-то межклановой борьбой объяснить это невозможно. А вот изъятие десятков миллионов рублей в ходе обысков наглядно показывает коррупционную составляющую», - заметил Александр Хинштейн.

Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов тоже призвал не спешить с выводами, но исходя из других предпосылок. По его мнению, Сахалин действительно экономически привлекательная территория, но именно поэтому в столице могли появиться желающие взять под контроль – руками силовиков – этот регион.

«Мне кажется, что нужно дождаться сигналов, пока бенефициарий не даст понять, что именно он стоял за этой атакой. Другое дело, что мы помним, бывали случаи, когда инициатор атаки в итоге и не становился бенефициарием», - заметил Михаил Виноградов.

Сибирский политтехнолог и публицист Алексей Кунгуров заявил корреспонденту «Росбалта», что он совсем не верит в версию СКР о противодействии этого ведомства коррупции. Задержание Александра Хорошавина стало результатом кулуарной борьбы в «верхах», полагает эксперт.

«Дело темное, и версий уже миллион. Тут случай интересен тем, что аресту подвергнут еще действующий губернатор. То есть это случай из ряда вон выбивающийся. Хотя их всех надо сажать, по идее, – грехов за каждым немерено. Ну, понятно, что кто-то что-то в верхах не поделил. Я даже полагаю, что в ближайшее время подобные случаи могут участиться. Сейчас поток нефтедолларов в страну немного поиссяк, и, соответственно, пойдет борьба за ресурсы. Хищники будут бороться за кормовую базу. Вот это можно сказать определенно. А кто там конкретно что и с кем не поделил – это, скорее всего, останется за кадром», - уверен Алексей Кунгуров.

Политтехнолог высмеял утверждение силовиков об усилении борьбы с коррупцией. «Когда это они вели борьбу с коррупцией? У нас борьба с коррупцией – это проявление коррупции, это разборки между коррупционерами. Системной борьбы с нею в принципе не ведется. Если бы всерьез решили бороться со злоупотреблениями, то первое, что сделали бы – внесли изменения в уголовный кодекс о том, что полученное преступным путем имущество должно быть конфисковано. Но у нас самое популярное наказание для коррупционеров – это четыре года условно. А если посмотреть средний размер взятки, за которую люди получили какое-то наказание – 21 тысяча рублей. В то же время случаев, когда размер взятки превысил 5 млн рублей и чиновник был арестован, – всего около десятка. Все остальное – это имитация борьбы. По данным правоохранителей, самые коррумпированные отрасли – это медицина и ЖКХ, якобы там главные взяточники. Ну да, по статистике у них так и выходит. На самом деле власть и коррупция у нас неделимы», - подчеркнул Алексей Кунгуров.

Задержание губернатора, действительно, стало вехой. Кто-то увидел в этом решительный поворот в сторону борьбы с коррупцией, иные – обострение борьбы внутри властных кланов. Но приход перемен уже не отрицает никто.

Дмитрий Ремизов