Posted 24 марта 2015,, 12:39

Published 24 марта 2015,, 12:39

Modified 31 марта, 08:51

Updated 31 марта, 08:51

Масштабные забастовки не за горами

24 марта 2015, 12:39
Забастовка учителей в Забайкалье, первая в России за минувшие 15 лет, явно не будет последней, отмечают профсоюзные лидеры. Ситуация с протестами рабочих может вернуть страну в «лихие 1990-е».

На днях в Забайкалье произошло событие, по масштабам не слишком значительное, но важное символически. Здесь впервые в России за последние 15 лет вновь, как и в «лихие 1990-е», забастовали учителя, которым задолжали заработную плату. Забастовщиков было немного - чуть больше 60 человек из нескольких школ, однако в случае, если задолженности не погасят до конца марта, к ним обещали присоединиться и другие педагоги края, ведь тех, кому государство оказалось должно, в регионе уже десятки тысяч человек.

Через несколько дней после начала забастовки деньги для педагогов все-таки нашлись, и в понедельник они вышли на работу. Однако «вопрос своевременности выплаты заработной платы остается на контроле у крайкома Профсоюза образования и всех профсоюзных организаций», — подчеркнула председатель краевой организации Профсоюза образования Нина Окунева.

О том, в чем причины произошедшего и возможно ли повторение трудовых конфликтов бюджетников и местных администраций в ближайшем будущем в других регионах страны, «Росбалту» рассказали представители российских тред-юнионов.

По словам сопредседателя Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Андрея Демидова, через некоторое время стачки бюджетников могут прокатиться и по другим регионам России, по той причине, что в местных и региональных бюджетах просто нет денег на выплату зарплаты. Он отметил, что забайкальские учителя в данном случае впервые воспользовались нормой, имеющейся в Трудовом кодексе. Она позволяет работнику приостановить выполнение своих трудовых обязанностей в связи с задержкой выплаты ему заработной платы более чем на две недели.

Демидов говорит, что с начала 2000-х это первый известный ему случай приостановки работы педагогами. Дело в том, что последние 15 лет учителя регулярно жаловались на низкий уровень оплаты труда, но на забастовку вышли впервые, потому что раньше хоть денег и было мало, но их хотя бы регулярно платили, отмечает профлидер. Сейчас ситуация меняется в худшую сторону и приближается к тому положению, которое имело место в 1990-е годы, когда бюджетникам месяцами не платили зарплату.

Ситуация с забайкальскими педагогами была «вопиющей», заявил Демидов, поскольку на середину марта они еще не получили всех декабрьских денег. «Повод для приостановки работы у них был бесспорный», - считает он.

Одновременно профлидер прогнозирует, что «задолженности /по зарплатам/ будут и в других регионах. Возможно, они уже есть, просто пока эта информация не вышла в публичное пространство». Он напоминает при этом, что «мы ведь с вами еще первый квартал года не пережили». В то же время, считает Демидов, «ситуация по бюджету в 2015 году будет очень жесткой. Субсидии регионам из федерального бюджета на выполнение майских указов президента 2013 года, касающихся ряда социально-экономических сфер, в частности образования и здравоохранения, сокращены в полтора-два раза».

«Понятно, что регионам заткнуть эту дыру особенно нечем. Поэтому Забайкальский край — это первая ласточка», - отмечает эксперт.

Президент Конфедерации труда России Борис Кравченко, комментируя для «Росбалта» завершившуюся в Забайкалье забастовку работников народного образования, сказал, что, по его мнению, причина произошедшего либо в том, что транши федерального бюджета, предназначенные для выплаты зарплаты бюджетникам, поступали не вовремя, либо в том, что региональное правительство за счет перераспределения этих средств латало дыры в бюджете края.

Подобное возможно в дотационных регионах, которых в РФ, как известно, большинство, отметил Кравченко. По его мнению, задержки с зарплатами педагогов могли быть вызваны тем, что региональная власть «выстроила неправильные приоритеты». «Я считаю, что это недопустимо. Заработная плата работников бюджетного сектора должна быть защищенной статьей в любой ситуации», - считает профлидер. «Полагаю, что такие случаи возможны /и в будущем/, и люди правильно сделали, что вышли на забастовку. Это урок для администраций других регионов», - уверен Кравченко.

Российские педагоги вряд ли будут терпеть подобные нарушения своих трудовых прав по идейным соображениям, считает, в свою очередь, Андрей Демидов. Он отметил, что задержки с зарплатой в Забайкалье были у десятков тысяч учителей, но к такой мере, как приостановка работы, прибегли только 60 человек. «Много это или мало?», - задается вопросом профлидер.

Чтобы понять это, отмечает он, надо учесть, что «эти люди оказались под довольно сильным прессом. Дело даже не только в угрозе репрессий. Им стали объяснять, что страна, как сказал вице-губернатор края, «находится в тяжелейшей геополитической ситуации».

То есть бюджетников просят потерпеть и затянуть пояса потуже, поясняет Демидов. Однако по его собственным впечатлениям от общения с педагогами у него сложилось мнение, что такие аргументы «вряд ли будут работать. Потому что «затягивать пояса» должны все. А когда ни бизнес, ни власть, по большому счету, ничего на себе не затягивают, то почему работники должны этим заниматься?»

«Я думаю, что эта пропаганда не будет иметь особого успеха и масштабные задержки заработной платы будут приводить к масштабным же акциям протеста», - считает профлидер.

Александр Желенин