Posted 6 апреля 2015,, 16:03

Published 6 апреля 2015,, 16:03

Modified 31 января, 03:42

Updated 31 января, 03:42

«Не надо постоянно менять правила»

6 апреля 2015, 16:03
Глава агрохолдинга, специализирующегося на выращивании картофеля и овощей, Михаил Корнев рассказал о трудностях нынешней весенне-полевой кампании. Затраты на страду в этом году выросли примерно на 50%.

Генеральный директор тамбовского агрохолдинга «Зеленая Долина», специализирующегося на выращивании картофеля и овощных культур, Михаил Корнев рассказал «Росбалту» о трудностях нынешней весенне-полевой кампании.

— Чем весенняя страда в этом году отличается от прежних лет?

— Она отличается, прежде всего, подорожанием семян, средств защиты растений, удобрений. Рост курса евро и доллара привел к росту цен на импортные семена и средства защиты растений. В России сегодня своего семеноводства почти нет, приходится завозить семена из Голландии и других европейских стран. А наш холдинг – овощеводческий и сильно зависит от импорта. Удобрения же, хоть и производятся в России, однако они идут на экспорт и тоже в какой-то степени привязаны к курсу валют, поэтому тоже подорожали.

Те же запчасти для техники подорожали. А в нашем агрохолдинге вся сельхозтехника – импортная. Хоть John Deere и собирается на заводе в Подмосковье, но от этого он отечественным не стал.

Сейчас курс евро и доллара снизился, но мы уже вложили средства в посевную кампанию, когда курс был высоким. В целом, затраты на весеннюю страду в этом году выросли примерно на 50%.

— Какие трудности возникают у сельхозпроизводителей с получением кредитов?

— Государство приняло решение о субсидировании возросшей процентной ставки. Это, конечно, хорошо. Однако уже наступил апрель, а мы еще не получили этих субсидий.

При этом банки понизили залоговый коэффициент по кредитам. В 2014 году он составлял 0,7–0,8, а теперь Сбербанк снизил его до 0,5–0,6, хотя качество залоговых активов не изменилось. То же самое имущество, которое еще в прошлом году рассматривалось как залог, в этом году банки уже не рассматривают как залоговое, отказываются брать в залог госимущество.

Создается впечатление, что банкам просто невыгодно стало инвестировать, поэтому придумываются «отговорки». Причем, невыгодно инвестировать не только в сельское хозяйство, но и вообще в отечественного производителя.

У крупных агрохолдингов или у средних, каковым являемся мы, еще есть какие-то средства, чтобы провести эту весеннюю кампанию. Но каково малым производителям?..

— Контрсанкции, которые ввела Россия, запретив поставки ряда продуктов из Европы, принесли какую-то пользу отечественному сельскому хозяйству?

— Косвенная польза, конечно, есть. Она выражается в росте цен на продукцию. Производителю рост цен выгоден. Однако он не приведет к возрастанию инвестиций в сельское хозяйство. Ведь все знают, что контрсанкции ведены на какой-то срок. То есть пройдет год-два, и они будут отменены. А отдача от инвестиций в сельское хозяйство происходит через несколько лет после вложений. Иногда – через 6-10 лет. Поэтому никто не будет инвестировать, исходя из сегодняшних цен, понимая, что через год-два они могут измениться.

— Есть ли трудности с оснащением агрохозяйств техникой, можно ли говорить о том, что отечественная сельскохозяйственная техника сегодня уступает по качеству импортной?

— Сравнивать современную отечественную сельскохозяйственную технику и зарубежную – это все равно, что сравнивать «Жигули» и Mercedes. По качеству и надежности отечественная уступает. Тяжелых сельскохозяйственных тракторов у нас в стране не производят в принципе. С John Deere ничего не сравнится. Можно похвалить трактор «Беларус», но и он вообще-то не отечественный.

Даже плуги отечественные по качеству сегодня не сравнимы с импортными. Хотя казалось бы, производство несложное. Однако отечественные плуги ненадежны, часто требуют ремонта.

— Какую поддержку от государства вы, как сельхозпроизводитель, хотели бы получить и какой выход видите из сегодняшней сложной ситуации в аграрном секторе?

— Конечно, государственная поддержка нужна. И компенсация процентной ставки – это хорошая помощь. Но неверно думать, что если засыпать госденьгами сельское хозяйство, это решит все проблемы. Перемены нужны на системном уровне. Например, нужна либерализация в вопросах оформления земли, требуется разбюрокрачивание отношения чиновников к сельскому хозяйству.

Сегодня обсуждаются, принимаются различные программы развития аграрной отрасли, но я даже не успеваю их прочитать, как они уже отменяются и принимаются новые. Было бы лучше, если были приняты четкие решения по поддержке производителей, утверждены правила работы в сельском хозяйстве, но такие, которые были бы приняты на много лет, и их не меняли.

Беседовал Дмитрий Ремизов