Posted 15 апреля 2015,, 09:22

Published 15 апреля 2015,, 09:22

Modified 31 марта, 08:31

Updated 31 марта, 08:31

Под губернатором Карлиным зашаталось кресло?

15 апреля 2015, 09:22
2015 год ознаменовался целым рядом «губернаторских» скандалов, вышедших на федеральный уровень. Как отмечают политологи, этот список может продолжить глава Алтайского края.

2015 год ознаменовался целым рядом «губернаторских» скандалов, вышедших на федеральный уровень. До сих пор на слуху история с арестом главы Сахалинской области Александра Хорошавина, которому, видимо, на этот раз избежать ответственности не удастся. В скандальной ситуации оказался и кировский губернатор Никита Белых, автомобиль которого попал в ДТП, наделавшее шума в публичном пространстве. Как отмечают политологи, этот список может продолжить глава Алтайского края Александр Карлин.

На фоне разрастающегося социально-экономического кризиса ситуация в руководимом им регионе обостряется на глазах. В последние недели сразу в нескольких местных и региональных СМИ появился целый ряд критических публикаций, посвященных деятельности региональной администрации. Данная ситуация вызвала удивление и живой интерес московских политологов сразу по нескольким причинам. Во-первых, губернатор Карлин находится у власти в регионе с 2004 года. Считается, что за десять лет он и его команда успели полностью «зачистить» местное информационное пространство. СМИ контролируются финансово-промышленными группами, близкими к администрации. Во-вторых, параллельно в столице все чаще муссировались слухи о недовольстве Александром Карлиным в Кремле и администрации президента.

По мнению многих экспертов, острые публикации свидетельствуют об эскалации наблюдаемого в регионе конфликта элит, который перешел в активную стадию в конце прошлого года. В отличие от большинства других губернаторов-старожилов, Александр Карлин, придя в регион, так и не выстроил нормальные отношения с местными политическими и экономическими элитами, отмечают эксперты. Причин называют несколько, начиная от неуживчивого характера губернатора и заканчивая элементарным неумением (либо нежеланием) договариваться. Эксперты утверждают, что даже после десяти лет во главе Алтайского края Карлина в регионе по-прежнему считают чужим, «варягом».

Понятно, что в условиях начавшегося кризиса и сокращения ресурсной базы многие застарелые конфликты прорываются наружу. Это, видимо, и происходит сейчас в Алтайском крае. Очевидно и то, что умелый глава региона умеет гасить подобные конфликты в зародыше. Однако нервная реакция Александра Карлина ситуацию только усугубляет. Не привыкший к критике губернатор явно нервничает, только зло огрызаясь через подконтрольные ему СМИ, отмечают эксперты. Несмотря на все усилия пресс-службы и подконтрольных журналистов, последние интервью выдают в Карлине человека крайне обеспокоенного – и, увы, не ситуацией в регионе. Экспертам кажется, что губернатор и сам понимает: кресло под ним зашаталось. И виной тому – далеко не козни политических оппонентов, а социально-экономическая ситуация в регионе, которая становится все хуже.

Даже по официальным данным, в январе средняя зарплата в регионе упала почти на 25%, что значительно превосходит общероссийские показатели. В январе она составила чуть более 18 тысяч рублей. Сокращения продолжились и в последующие месяцы, причем если смотреть разбивку по отраслям экономики, ситуация выглядит еще более плачевно. В январе-феврале зарплата работников организаций сельского хозяйства, к примеру, составила 12514 рублей. При этом ранее Алтайский край традиционно считался одной из главных житниц страны. В последние годы, однако, ситуация стала меняться – вся страна узнала о Карлине благодаря «гречневому» кризису и ощущаемому во всех регионах взлету цен на крупу. Стоит ли этому удивляться, если селяне фактически находятся у черты бедности?

Другой показательный пример – сфера образования. Опять-таки по официальным данным, в январе-феврале средняя зарплата ее работников составила 14283 рубля. После этого удивительно слышать от властей региона жалобы на постоянную «утечку мозгов», констатируют эксперты.

Они отмечают, что экономика региона стагнировала еще до начала полномасштабного кризиса в стране. Главной причиной этого многие специалисты называют удивительную неспособность (вернее – нежелание) Карлина договариваться с предпринимательским сообществом. Губернатора, в частности, упрекают в том, что его нахождение у власти сопровождалось резким сокращением инвестиций в Алтайский край. Сегодня регион живет в значительной степени за счет федеральных средств и программ, причем представителей власти, в том числе самого Александра Карлина, такое положение вещей, похоже, вполне устраивает, отмечают эксперты. В российских реалиях откусить от пирога бюджетных средств обычно значительно легче, чем возиться с частными инвесторами, которые кормить чиновников за свой счет не хотят.

Экономисты подчеркивают, что при грамотном руководстве Алтайский край мог бы стать одним из лидеров Сибирского федерального округа. Возможности развития, связанные с сельским хозяйством, машиностроением и туризмом, здесь колоссальные. По факту же сельское хозяйство находится в глубоком запустении, практически вся промышленность убыточна. С туризмом и охраной природы картина еще хуже: особо охраняемые природные территории составляют менее 5% площади края, что значительно ниже среднего показателя по России.

Как замечают экономисты, нужно очень постараться, чтобы превратить регион с таким потенциалом в депрессивный. Кризис станет моментом истины для многих губернаторов-старожилов. Постепенно оказывается очевидным, кто из них – действительно крепкий хозяйственник и талантливый управленец, а кто – колосс на глиняных ногах, удерживающийся на плаву лишь за счет щедрых подачек со стороны федерального центра. По мнению многих экспертов, к какой категории управленцев относится Александр Карлин, вполне очевидно – отсюда и слухи о недовольстве в Москве его работой.

Дарья Истомина