Posted 23 апреля 2015,, 22:30

Published 23 апреля 2015,, 22:30

Modified 31 марта, 08:23

Updated 31 марта, 08:23

Региональный Навальный

23 апреля 2015, 22:30
Демократическая оппозиция во главе с Навальным и Касьяновым объявила о создании единого политического блока. Осенью 2015 года ее представители примут участие в выборах в Калужской, Костромской и Новосибирской областях.

Демократическая оппозиция во главе с Алексеем Навальным и Михаилом Касьяновым объявила о создании единого политического блока. Совместные действия начнутся уже этим летом с предвыборных кампаний в трех субъектах РФ. Но сначала оппозиционерам потребуется провести праймериз и определить несколько десятков региональных Навальных.

Вопрос объединения оппозиционных сил давно витал в воздухе. Почти все партии либерального уклона не имеют права выдвигать своих кандидатов на выборах. Поэтому им в любом случае пришлось бы обращаться за помощью к более удачливым товарищам, например к «Яблоку», которое крайне неохотно поддерживает чужаков. Единственным вариантом оставалась допущенная к выборам РПР-ПАРНАС. Трагическая смерть одного из лидеров этой партии Бориса Немцова подтолкнула оппозиционеров к решительным действиям по консолидации сил.

Петербургские активисты даже предлагали создать новую либеральную партию, объединив РПР-ПАРНАС и «Партию Прогресса» Алексея Навального. Однако на федеральном уровне эта идея поддержки не нашла, и политики остановились на формате демократической коалиции. В нее, помимо двух названных партий, вошли «Демократический выбор», «Гражданская инициатива», «Партия 5-го декабря» и Либертарианская партия. Также о поддержке блока заявили движения «Солидарность» и «Открытая Россия» Михаила Ходорковского.

Участники коалиции объявили, что настроены на практические действия и накануне огласили ближайшие планы. Из 11 регионов, где осенью 2015 года состоятся выборы, политики выбрали три – Калужскую, Костромскую и Новосибирскую области. В сентябре там будут выбирать депутатов региональных законодательных собраний, а также новые составы городских парламентов. Таким образом, коалицией запланировано сразу шесть избирательных кампаний. Выдвижение будет происходить от РПР-ПАРНАС, то есть из других партий активистам придется выйти.

Регионы выбирались по разным показателям, рассказал член Центрального совета "Партии прогресса" Леонид Волков. Это и удаленность от Москвы, и электоральная история, и наличие местных лидеров, и процент городского населения. «Мы рассчитываем на недорогую избирательную кампанию в пределах городов», - сообщил Волков.

При этом в демократическом блоке надеются, что деньги на выборы удастся собрать силами населения, то есть путем пожертвований. А в качестве образцов ведения кампаний берутся канонические кейсы – выдвижение Навального в мэры Москвы и голосование на выборах в уже не существующий Координационный совет оппозиции.

«Мы намерены ликвидировать тот зазор, который всегда был между политическими партиями и активистами на местах. Все избирательные списки будут построены на конкурентной основе. Будут настоящие праймериз, и, таким образом, лучшие люди попадут в предвыборные списки», - сообщил Навальный, давая понять, что назначенцев из Москвы не будет. Якобы в коалиции пока даже не представляют, как могут выглядеть итоговые «народные списки».

До выборов осталось всего-ничего, то есть праймериз должны начаться примерно через месяц. Но выявить «самостоятельных, успешных и значимых» в регионах может быть не так просто. Например, новосибирские активисты отмечают, что демократы в любом случае столкнутся с проблемой набора сторонников.

«Если смотреть объективно, то количество людей, которые могут пойти на выборы от этого демократического блока, ограничено. Особенно, если судить по численности последних акций протеста в городе. Я пока не вижу у РПР-ПАРНАС и «Партии Прогресса» кандидатов, которые бы работали в реальном секторе и имели бы поддержку у населения. По моему мнению, шансов серьезно поколебать равновесие сил в городе или регионе у них нет», - отмечает лидер новосибирского движения "РЕформация" Андрей Терехин.

Активист планирует выдвигаться в горсовет в качестве самовыдвиженца. В Новосибирске крепкие позиции занимает КПРФ (год назад избранный мэр – коммунист), поэтому на выборах именно представители этой партии будут главными соперниками «Единой России». По словам Терехина, в городе уже началась некая предвыборная кампания – на улицах появились билборды, во дворах проходят праздники для населения. И многие заметные на политическом поле персоны уже заявили о будущем выдвижении в органы власти. Осталось лишь несколько человек, которые еще не приняли решения и теоретически могут пойти на выборы от демократического блока, отмечает активист. Но местная власть наверняка поспешит провести с лидерами профилактические беседы.

Таким образом, часть списка коалиции точно придется набирать с нуля. Тем более, что партийные отделения в регионах хоть и существуют, но, как правило, находятся в зачаточном состоянии. Даже в таком крупном городе, как Петербург, в «Партии Прогресса» состоят всего 32 человека, а круг сторонников ограничивается примерно 150-ю.

О том, что никаких готовых волшебных активистов на местах нет, говорит и московский муниципальный депутат Максим Кац. И это существенно усложнит вопрос сбора подписей для выдвижения списка, который придется решать предвыборным штабам.

«Никакие региональные активисты сами эту задачу не решат. Это должен будет сделать приехавший из центра штаб. Если бы в регионах были активисты, которые способны решать такие задачи сами, то мы что-нибудь бы о них знали уже», - отмечает Кац в своем ЖЖ.

Даже если сделать скидку на московский снобизм активиста, рациональное зерно в его словах есть. Победа Бориса Немцова на выборах в Ярославскую областную думу – это работа приезжей команды из Москвы и Петербурга. К тому же, Немцов был политиком федерального масштаба, а в этот раз предлагается выбирать малоизвестных регионалов. Политикам из Москвы, конечно, не запрещается баллотироваться в Калуге. Но они в основном нацелены на думскую кампанию.

Еще одна проблема, которая может возникнуть у демократической коалиции – это внутренние разборки. Все-таки формально все партии остаются самостоятельными органами и рано или поздно может оказаться, что все равны, но некоторые равнее. Тем не менее, эксперты отмечают, что объединение сил - это в любом случае концентрация человеческого капитала и иных ресурсов. То есть шансы у всех вместе все же больше, чем по отдельности.

«Идеи, которые пропагандируют данные партии, как правило, близки жителям крупных городов. Вряд ли в той же Костроме есть тяготение к западным ценностям. То есть Новосибирск как крупный город и научный центр имеет в данном случае наибольший потенциал. У оппозиции почти нет шансов пройти по мажоритарным округам, но по спискам это теоретически возможно. Прошел же Немцов, есть депутаты в собраниях и у «Яблока». Однако коалиция может рассчитывать на 1-2 мандата в лучшем случае», - считает директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников.

Впрочем, политолог отмечает, что кампания может стать отличным шансом для молодых активистов «засветиться» и сделать себе имя. Учитывая, что поражение в регионах вряд ли нанесет существенный урон имиджу Навального и компании.

«Проигрыш принципиально ничего не изменит. Они спишут это на давление со стороны административного ресурса и фальсификации. Но крест на Навальном и его соратниках из-за провала в регионах точно поставлен не будет», - говорит Солонников.

Но есть еще один момент, связанный с необходимостью заручиться депутатами в регионах. Пока федеральный закон позволяет РПР-ПАРНАС не собирать подписи для выборов Госдуму из-за одного мандата Бориса Немцова. Однако к 2016 году закон вполне могут изменить и потребуется, например, представительство в двух или трех субъектах. В связи с этим демократам стоило бы подстраховаться, чтобы без проблем выйти на думскую кампанию.

Софья Мохова