Posted 28 апреля 2015,, 15:39

Published 28 апреля 2015,, 15:39

Modified 31 марта, 08:19

Updated 31 марта, 08:19

Салют по-орловски

28 апреля 2015, 15:39
В Орле взорвался склад пиротехники фирмы, пользовавшейся благосклонностью чиновников. Однако к ответственности за лишение крова двух десятков семей, похоже, вновь ответят "стрелочники".

Взрыв оглушительной мощи прогремел 23 апреля в Орле. На воздух взлетел склад с пиротехникой, расположенный в жилом частном секторе города. В результате пожара, воздействия взрывной волны и осколков полностью уничтожено и не подлежат восстановлению девять строений, в том числе пять жилых домов, в том числе четыре частных и один многоквартирный. Частично повреждено 79 строений. Силой взрыва выбило все стекла из окон близлежащих детсада и школы. Погибли два человека, более 20 пострадали, в том числе дети, а без крыши над головой остались 23 семьи.

Власти обещают выплатить пострадавшим компенсации, однако перечисление материальной помощи от государства задерживается, и ее объемы вызывают вопросы. В наихудшем положении оказались семьи, которые лишились крова. Некоторых временно разместили в гостинице, другие поселились у родственников. Пострадавшим, чье имущество было полностью уничтожено, чиновники намерены выплатить по 146 тыс. рублей и построить для них новое жилье. Однако деньги людям нужны уже сегодня, и возникает вопрос – где они будут жить до восстановления жилья.

Сейчас горожане, не дожидаясь помощи от властей, принялись собирать деньги для пострадавших земляков. «Я сама живу недалеко от места взрыва, а от пожара пострадала моя знакомая Ирина Смирнова, ее семья. Им сейчас жить негде, остались без всего, даже без одежды. Банковские карты сгорели, и перечислить деньги им некуда. Поэтому собираем в городе, чтобы передать пострадавшим на руки», – рассказала корреспонденту «Росбалта» жительница Орла Карина Мохова.

В числе жертв оказались не только люди, но и домашние животные. Из трех собак, которых держала Ирина, спасатели вынесли из огня двоих, а судьба третьей неизвестна. По рассказу Карины, некоторые пропавшие соседские собаки еще возвращаются на пепелище…

От пожара пострадала семья дирижера симфонического оркестра и художественного руководителя филармонии Василия Шкапцова. Глава семьи в момент ЧП был на работе, а дома оставались жена и младший сын. Они жили в том самом многоквартирном доме, и чтобы спастись из горящего здания им пришлось прыгать со второго этажа. Виктория Шкапцова сейчас находится в реанимации с переломом позвоночника.

Власти обещают семье дирижера новое жилье, но когда оно будет построено и какую квартиру дадут пострадавшим? «Нам уже двадцать лет обещают новое жилье, однако наша многодетная семья все это время жила в однокомнатной квартире. Сейчас дом сгорел, жить негде. Отец ходит в администрацию, просит по поводу квартиры. Вроде обещают, но еще не точно», – рассказал сын Кирилл Шкапцов.

Пока чиновники решают, как помочь пострадавшим, правоохранителям предстоит найти виновных в произошедшем. Возбуждено уголовное дело по трем статьям: "Производство, хранение, перевозка товаров, не отвечающих требованиям безопасности, которые повлекли смерть двух и более лиц", "Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности", а также "Нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования пиротехнических изделий".

Известно, что взорвавшийся склад принадлежал частной фирме «Макс», специализировавшейся на проведении салютов и фейерверков, продаже и доставке пиротехнической продукции. Фирма имела лицензию на деятельность по распространению пиротехнических изделий, в том числе по организации проведения фейерверков. Однако помещение, в котором произошел взрыв, было оформлено на родственницу директора «Макса» и незаконно использовалось не только для хранения, но и для производства пиротехники.

Руководитель фирмы Иван Шукаев уже не ответит перед следствием: от взрыва погиб и он сам, и его сын. Подозреваемым по делу проходит не пострадавший пиротехник «Макса». Кроме того, в халатности подозреваются бывший замначальника отдела участковых уполномоченных ОП №2 по Заводскому району УМВД по Орлу и старший участковый уполномоченный того же отдела полиции. По сообщениям СКР, ранее местные жители неоднократно жаловались в органы внутренних дел на опасное соседство со складом пиротехники, но участковые не принимали никаких мер.

Вина полицейских, ответственных за данный участок, вряд ли оспорима. Но складывается впечатление, что следствие словно бы решило найти «стрелочников», свалив всю вину на участковых.

Фигура директора «Макса» Ивана Шукаева по-своему интересна. По некоторым сообщениям, его в Орле называли «гением пиротехники». В 2011 году он был приговорен к двум годам ограничения свободы за незаконную перевозку девяти килограммов дымного пороха. Судимость не помешала ему продолжить заниматься любимым делом. На сайте компании утверждается, что «Макс» – «один из лидеров по предоставлению пиротехнических услуг в Центральном регионе России». Среди постоянных клиентов указаны администрации городов Орел, Ливны, Кромы, Дмитровск и других. За помощь в организации и проведении праздничных мероприятий Шукаев награждался благодарственными письмами администрации Орла. Именно «Макс» выиграл муниципальный контракт на организацию праздничного салюта и в предстоящий День Победы.

Получается, что частная фирма, пользуясь благосклонностью городских чиновников, позволяла себе плевать на правила безопасности, размещая свои опасные объекты в жилой части города. При этом правоохранительные органы не пресекали ее деятельности. Виновными же выставят выжившего пиротехника и двух участковых?..

На странице погибшего Ивана Шукаева в соцсети сейчас можно прочитать как соболезнования коллег из разных городов, так и гневные отклики орловцев. Попытки коллег-пиротехников защитить память Шукаева вызвали подозрения, что и другие пиротехники, в других городах, так же небезопасно хранят свои изделия.

«Искренне сочувствую семье и близким погибших. Но тем не менее. Заниматься такими вещами в жилом частном секторе… Пострадали люди, совершенно ни в чем не виновные. Лично у меня через несколько домов живут бабушка и дедушка, люди в возрасте. Окна, имущество, полнейший шок. Через улицу подруга с семьей… Окна вылетели к чертовой матери. Почему они должны за это отвечать? Уж если вы и занимаетесь этим вблизи людей, уж извольте подумать о людях, а не только о деньгах. Начинал пост с сочувствием, сейчас же полон злости. И, слава Богу, что не пострадали дети. Дай Бог, чтобы таких умников было не много, или, по крайней мере, у них была голова на плечах», – написал житель Орла Дмитрий Клюс.

Особенные заботы теперь возникли и у сотрудников орловской мэрии. Помимо вопросов помощи пострадавшим, помимо того чтобы думать, как отбиться от обвинений в сотрудничестве с криминальной фирмой, им еще надо придумать – кем заменить «постоянного партнера» в организации праздничного салюта. Впрочем, как сообщила начальник пресс-службы мэрии Екатерина Костомарова, этот вопрос будет решен.

«Орел – город воинской славы, и по федеральному закону мы просто обязаны произвести салют. Сейчас мы расторгли контракт с фирмой «Макс», и это позволяет провести повторные процедуры. Будут ли это котировки, электронные торги или прямой контракт через какое-то наше учреждение культуры – пока рано говорить. Но юристы изучают этот вопрос, и салют, конечно, будет», – пообещала Екатерина Костомарова.

Остается надеяться, что местные и федеральные власти сделают выводы из произошедшего и откажутся от укрывательства незаконных схем сомнительных частных контор, создающих угрозу согражданам. Хотя российского чиновника взрывом не напугать - в крайнем случае, за все ответит участковый.

Дмитрий Ремизов