Posted 20 мая 2015,, 17:25

Published 20 мая 2015,, 17:25

Modified 31 марта, 08:01

Updated 31 марта, 08:01

Регионы в дефолте

20 мая 2015, 17:25
Финансовое положение нескольких десятков российских регионов экономисты описывают как «преддефолтное». Эксперты предупреждают, что если не принять срочных мер, в таком положении окажется уже половина страны.

Финансовое положение нескольких десятков российских регионов экономисты описывают как «преддефолтное». Эти регионы имеют бюджеты со значительным дефицитом и огромные долги, кое-где превышающие доходы. Эксперты предупреждают, что если не принять срочных мер, в таком положении окажется уже половина регионов страны.

В Центре анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ считают, что двадцать регионов находятся в состоянии дефолта. Как передают "Ведомости", в докладе специалисты Наталья Зубаревич и Елена Горина сообщают, что при общем росте номинальных расходов бюджетов на 43% за 2009–2014 годы рост финансирования по социальным статьям был почти вдвое выше, их доля в расходах увеличилась с 49 до 62%. Такая политика на фоне стагнации экономики привела в 2013 году к кризису региональных бюджетов. В 2014 году в 47 регионах долг превысил половину доходов, дефицит бюджета почти у половины превысил среднерегиональные 5%.

Максимальной доли (до 70% расходов) соцрасходы достигли в высокодотационных бюджетах кавказских республик, а также в других регионах, которым пришлось выбирать между поддержкой экономики и бюджетников. Например, в Ульяновской области доля соцрасходов выросла с 49 до 70%; Белгородская область вынуждена была сократить долю расходов на поддержку экономики с 38 до 30%, в результате чего ее бюджет стал «более социальным».

Известный экономист, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин считает, что говорить о «социальной» направленности бюджетов неверно. На самом деле у регионов все меньше остается денег, они урезают все, что можно, а «социалку» просто вынуждены содержать, да и то – по остаточному принципу. Просто больше ни на что денег уже не осталось.

Эксперт указал, что 17 тысяч населенных пунктов в стране не имеют даже фельдшерско-акушерских пунктов. "Среднее расстояние до врача в этих 17 тысячах населенных пунктов – 20 километров. У нас умирают люди сейчас из-за недоступности медицинской помощи. Потому что или лекарства слишком дороги, или до врача физически нельзя доехать", — заметил Делягин в публикации для Zavtra.ru.

"И вот в этих условиях у нас сокращается финансирование здравоохранения. Первичная медико-санитарная помощь – расходы сокращены в полтора раза. Сокращаются расходы на высокотехнологичную помощь. Программа по обеспечению здоровья матери и ребенка – финансирование сокращается в 2,5 раза. Скорая в 2013 году, по данным Счетной палаты, не смогла выехать на 1,2 млн случаев. Не было бензина, машины, экипажа и так далее. И в 2014 году, насколько я могу судить, скорая не смогла выехать уже на 1,4 млн случаев, то есть сильно больше. Это катастрофа региональных бюджетов", — сообщил Делягин.

Экономист обратил внимание на то, что федеральный бюджет "захлебывается от денег": по итогам первого квартала неиспользуемые остатки средств на счетах федерального бюджета – 9,9 трлн рублей. "А очень долго были за 10 трлн рублей. Но эти деньги не давали регионам, которые выли и задыхались. В регионах уничтожается социальная сфера. Потому что нет денег в региональных бюджетах", — подчеркнул известный экономист.

По мнению Делягина, ответственность за происходящее несет правительство РФ. Стратегия премьер-министра довела регионы до бюджетной катастрофы, которая была усугублена общим социально-экономическим кризисом.

Ухудшение финансового состояния российских регионов – это тенденция, которая проявилась еще во второй половине 2013 года и нарастала весь 2014 год, считает советник Института современного развития Никита Масленников. Как заявил эксперт корреспонденту «Росбалта», нарастание напряженности с региональными бюджетами – результат перекосов в архитектуре межбюджетных отношений.

«Есть фундаментальная причина – это некоторая несбалансированность межбюджетных отношений, когда полномочия передавались на региональный, а потом на муниципальный уровень, однако без подкрепления их финансовыми источниками. Сбалансирование полномочий осуществлялось за счет трансфертов из федерального бюджета. Формальный повод, триггер всей этой ситуации – это исполнение указов 2012 года, приведшее к определенному перекосу в структуре региональных финансов, к дополнительной их напряженности. Это не означает, что сами целевые установки указов 2012 года были завышены или не вполне просчитанные. Речь о том, что под эти задачи не была до конца проведена работа по подстройке всей системы межбюджетных отношений и региональных финансов», — рассказал Никита Масленников.

Эксперт согласен с оценками, согласно которым, около двух десятков российских регионов сегодня оказались в «преддефолтном» состоянии. «Сегодня проблема, к сожалению, решается путем разных паллиативных мер. Они могут дать определенный эффект смягчения проблемы, но в целом напряженность региональной составляющей финансовой системы говорит о том, что межбюджетные отношения, равно как и вся модель экономического развития, подошли к пределу выработанности своего ресурса и требуют определенной перезагрузки, перестройки. Думаю, что начинающееся обсуждение с участием президента параметров бюджетной трехлетки 2016-2018 годов должно дать дополнительный стимул к тому, чтобы тщательным образом посмотреть, что можно сделать для реформирования межбюджетных отношений», — сказал Никита Масленников.

По мнению эксперта, если ответ на вызовы не будет выработан в ближайшие месяцы, то количество регионов, находящихся в «преддефолтном» состоянии, превысит половину субъектов федерации.

Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов полагает, что ситуация может выправиться в ближайшем будущем, хотя от каких-то затратных проектов регионам придется отказаться. «Действительно, у регионов сокращаются налоговые доходы, но обрушение не фронтальное, и особых рисков в долгосрочной перспективе не будет. Если сравнивать с обстановкой в Италии или, положим, в Испании, то ситуация выглядит даже лучше. И ситуация дефолта, как в Московской области в период губернаторства Бориса Громова, вряд ли повторится. Прежде всего потому, что идет восстановление цен на нефть», — считает эксперт.

Дмитрий Абзалов констатировал, что вытаскивать регионы из долговых ям будет федеральный центр за счет перераспределения финансовых ресурсов.

Оргсекретарь межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие», координатор Ижевского гражданского совета Андрей Коновал отметил, что федеральный центр очень неравномерно распределяет деньги по регионам. Федеральные чиновники оказывают поддержку определенным «точкам роста», а регионам, не попавшим в их число, остается прозябать. Так, трансферы, дотации, субсидии на душу населения в Удмуртии значительно ниже, чем в соседнем Татарстане. Неудивительно, что дефицит Удмуртии уже превысил 20% при долге свыше 80% расходов.

Сокращать расходы чиновники уже начали, и начали с медицины. «Сегодня социальные расходы урезаются, и здравоохранение тут является первой статьей. Происходит «оптимизация» стационаров, которая сводится к сокращению коечного фонда. По сути, хотят сократить сферу бесплатного здравоохранения и передать ее в частные руки. И есть заинтересованные в этом фигуры», — сообщил Андрей Коновал.

Чиновники «преддефолтных» регионов затягивают пояса весьма своеобразно. Согласно официальным данным, за последние годы численность работников исполнительных органов госвласти, например, в Ульяновской области была сокращена на 31%. Однако депутат регионального законодательного собрания из фракции КПРФ Алексей Куринный, проанализировав бюджет 2015 года, выяснил, что только в этом году затраты на содержание губернатора, правительства, регионального парламента выросли в среднем на 11-12%, затраты на зарплату госслужащих на 12,5%, на СМИ на 41%. Оказалось, что чиновники готовы экономить на чем угодно, но только не на себе и не своем "пиаре".

В чем же заключалось сокращение численности сотрудников? «Сократили так называемые «подснежники» – вакантные должности, которые не были заняты, частично пенсионеров, частично перевели людей в околоправительственные структуры – теперь они являются не госслужащими, а бюджетниками. Расходы на управление не сократились, а даже увеличились», — рассказал Алексей Куринный.

Под разговоры о «несбалансированности» бюджетных расходов чиновники умудряются «свести балансы» в свою личную пользу. А что останется социальной сфере? Только дефолт…

Дмитрий Ремизов