Posted 22 мая 2015,, 12:07

Published 22 мая 2015,, 12:07

Modified 31 марта, 07:59

Updated 31 марта, 07:59

Суд в Екатеринбурге отказал Минобороны в прекращении дела о заражении сибирской язвой

22 мая 2015, 12:07

ЕКАТЕРИНБУРГ, 22 мая. Чкаловский районный суд Екатеринбурга, рассматривающий иск пенсионерки Раисы Смирновой, пострадавшей от вспышки сибирской язвы в 1979 году, отказал Минобороны РФ в ходатайстве о прекращении этого дела за давностью лет. Начало слушаний назначено на 3 июня, передает Znak.com.

Процесс должен был начаться еще 3 марта, однако его пришлось отложить до 3 апреля, а затем и до 21 апреля в связи с неявкой ответчика – представителей Минобороны РФ. Наконец 21 апреля военные появились, однако стали ходатайствовать о прекращении разбирательства в связи с истечением сроков давности. В пятницу суд им в этом отказал.

Первый смертельный случай в результате заражения сибирской язвой был зафиксирован в Свердловске 4 апреля 1979 года. Смирнова, служившая тогда в отделе снабжения керамического завода, почувствовала себя плохо 9 апреля. Скорая увезла ее прямо с работы. Очнулась женщина через неделю в больнице. Там для таких, как она, отвели целый корпус. Смирнову выписали в конце апреля, что написали в больничном листе – не помнит. В больнице ее навестили люди в штатском и взяли расписку о неразглашении.

Диагноз ей поставили «пневмония бактериологическая». Женщина говорит, что состояние ее здоровья после того случая неуклонно ухудшалось. Образовался «букет» заболеваний: астма, сахарный диабет, язва желудка. Также она перенесла два инсульта. По словам Раисы Смирновой, сказалось это и на здоровье детей – средняя дочь родилась с серьезными нарушениями здоровья.

Когда истек 25-летний срок неразглашения тайны болезни, женщина начала собирать свидетельства перенесенного заболевания. Однако в 40-й больнице, где она лечилась, женщине сказали, что архив за 1979 год уничтожен во время потопа. В отделе кадров на керамическом заводе сообщили, что все касающиеся того периода документы забрал КГБ. Смирнова обращалась во все возможные инстанции: от Министерств обороны и здравоохранения до поликлиник, в которых с 1979 года регулярно проходила лечение. Но получала только отписки. Год назад она решила доказать свою правоту во что бы то ни стало. Взяла кредит в 40 тыс. рублей, наняла трех адвокатов и подготовила иск в суд о компенсации морального вреда в 6 млн рублей.

Согласно официальной версии, эпидемия сибирской язвы 1979 года была вызвана мясом зараженного скота. Однако ряд исследователей и непосредственные участники событий уверены, что эпидемия была вызвана случайным выбросом в атмосферу облака спор сибирской язвы из военно-биологической лаборатории военного городка №19, расположенного в Чкаловском районе города (Свердловск-19).

Начиная с 5 апреля 1979 года в течение трех недель в районе эпидемии наблюдалась высокая смертность от заболевания (по некоторым данным, по пять человек ежесуточно). Общее число жертв эпидемии составило около 100 человек. Снижение смертности пришлось лишь на третью декаду апреля.

Власти пытались скрыть ЧП. Правоохранители изымали в больницах все документы, которые имели отношение к делу. С родственников погибших и заболевших брали подписку о неразглашении. В Чкаловском районе провели тотальную санобработку, дезинфицирующим раствором мыли даже крыши домов. Местами снимали и вывозили верхний слой грунта, остатки снега и бытовые отходы, дороги заново заасфальтировали.

В 1992 году в интервью «Комсомольской правде» Борис Ельцин рассказывал: «Когда случилась вспышка сибирской язвы, в официальном заключении говорилось, что это какая-то собака привезла. Хотя позже КГБ все-таки признал, что причиной были наши военные разработки. Андропов позвонил Устинову и приказал ликвидировать эти производства полностью. Я считал, что так и сделали. Оказывается, лаборатории просто перебазировали в другую область и разработка этого оружия продолжалась. И я сказал об этом и Бушу, и Мейджору, и Миттерану: эта программа ведется… Я сам подписал указ по созданию специального комитета и запрещении программы. Только после этого туда вылетели эксперты и прекратили разработки».