Posted 28 мая 2015,, 08:52

Published 28 мая 2015,, 08:52

Modified 31 марта, 07:54

Updated 31 марта, 07:54

На Сахалине из-за равнодушия чиновников Минздрава ослеп ребенок

28 мая 2015, 08:52

ЮЖНО-САХАЛИНСК, 28 мая. Сахалинская семья, в которой по вине чиновников Минздрава ослеп ребенок, выиграла суд.

Как пишет Sakh.com, семья Гущиных из Южно-Сахалинска в двух инстанциях выиграла суд против областного Минздрава. Добиваться справедливости пришлось в течение четырех лет.

Ребенок родился в 2009 году на сроке 26 недель. Малышу поставили диагноз — ретинопатия недоношенных: тяжелое заболевание глаз, сопровождающееся изменениями в сетчатке и стекловидном теле. В шесть месяцев мальчику сделали операцию на правом глазу в Хабаровске, но сохранить зрение не удалось. Мальчик стал слепым на один глаз, но вторым видел, пока не началась отслойка сетчатки.

О том, что это может произойти, и врачи, и родители знали, поэтому мальчик постоянно наблюдался у офтальмолога. В 2011 году, когда ему было два года, на Сахалин из новосибирского МНТК "Микрохирургия глаза имени академика С.Федорова" приехал профессор Константин Пузыревский. Он осмотрел ребенка и сообщил, что на левом глазу отсутствует зрительный рефлекс, и у мальчика, по его подозрению, началась отслойка сетчатки, поэтому необходимо срочное обследование.

Единственный способ восстановить зрение и сохранить глаз — проведение срочной операции, причем имеет значение каждый день. Такие операции на Сахалине не делают.

"Мы сразу поехали в поликлинику к нашему лечащему врачу, — рассказывает Элла Гущина. — Так как сотрудники поликлиники знали нас и знали, что отслойка сетчатки, если она началась, требует экстренной операции, они сработали очень оперативно, за что им огромная благодарность. Быстро собрали весь пакет документов для минздрава, включая заключение врачебной комиссии о необходимости срочного оказания высокотехнологичной медицинской помощи в московском МНТК. Документы мы с мужем предоставили в отдел организации медицинской помощи и развития здравоохранения управления развития медицинской помощи и лекарственного обеспечения министерства здравоохранения Сахалинской области уже через день после обращения в детскую поликлинику".

Документы приняли сотрудницы министерства Галина Кравцова и Елена Мальцева. При этом они сообщили, что квот нет, придется ждать. Это было в пятницу. В понедельник родители Миши перезвонили, чтобы узнать, есть ли новости, но им ответили — не мешайте работать, ожидайте. "И каждый последующий день нам отвечали то же самое, — рассказал отец мальчика. — В грубой форме говорили, что мы мешаем им, отвлекаем их от работы, чтобы мы больше не звонили, нам сами перезвонят. Потом уже просто бросали трубку. Ждите, ждите, ждите, ждите… И на одиннадцатый день ожидания наш ребенок ослеп, произошла тотальная отслойка сетчатки".

В течение этих десяти дней родители пытались самостоятельно найти выход. В калужском филиале МНТК "Микрохирургия глаза имени академика Федорова" сообщили, что для приема ребенка-инвалида необходима квота. "Я попросила принять нас за деньги, но нам ответили, что не могут этого сделать, потому что, согласно действующему законодательству, инвалидам помощь должна оказываться бесплатно", - рассказала мать мальчика.

Родители попали в замкнутый круг: чиновники минздрава говорят, что квот нет, в госучреждениях платно оперировать не берутся, а у коммерческих медучрежений в России нет оборудования и специалистов, чтобы проводить такие операции.

Между тем мать ребенка сама поехала в Калугу и там узнала, что имела полное право привезти ребенка еще в первый день после того, как чиновники Минздрава заполнили талон и разместили информацию о ее сыне на сайте Минздравсоцразвития России. Для этого было просто достаточно знать номер талона. Однако никто не разъяснил Гущиным, что у них есть такое право. Когда это выяснилось, было уже поздно.

В 2011 году родители мальчика обратились в Следственный комитет, но на протяжении двух лет им отказывали в возбуждении уголовного дела из-за отсутствия состава преступления. Тогда в 2013 году они обратились в Южно-Сахалинский городской суд, который 14 января 2015 года вынес решение в их пользу. Минздрав подал апелляционную жалобу, но снова проиграл.

По результатам проведенной в Минздраве проверки сотруднице Мальцевой было сделано замечание. Это она вместо экстренности указала плановую операцию, она же не связалась с Москвой по телефону, чтобы ускорить процесс. Во время судебных разбирательств Мальцева уволилась. Кравцова по-прежнему работает.

Суд обязал Минздрав выплатить семье Гущиных 700 тысяч рублей на троих.