Posted 17 октября 2015,, 09:40

Published 17 октября 2015,, 09:40

Modified 31 марта, 05:50

Updated 31 марта, 05:50

Пермский край: война всех против всех

17 октября 2015, 09:40
В сентябре состоялись избирательные кампании, которые рассматриваются экспертами как репетиция к "большим" выборам 2016 года. С каким багажом подошли регионы к этому циклу? Показателен пример одного из наиболее стабильных регионов страны – Пермского края.

В сентябре состоялись избирательные кампании, которые рассматриваются экспертами как репетиция к большим выборам 2016 года в Госдуму РФ. С каким багажом подошли регионы к этому циклу? Показателен пример одного из наиболее стабильных, с точки зрения социально-экономического развития, регионов страны – Пермского края.

Здесь прошли масштабные муниципальные выборы - 44 избирательные кампании и референдумы в 27 муниципальных районах и городских округах. В списки избирателей был включен каждый пятый избиратель – всего 438,5 тыс. человек. Самые крупные из них - выборы депутатов ряда значительных по размеру территорий края в Бардымском, Большесосновском, Верещагинском, Горнозаводском, Гремячинском, Краснокамском, Соликамском и Частинском районах, Березниках. Результаты показывают, что для регионального отделения «Единой России» под руководством местного строителя Николая Демкина и краевой администрации выборы оказались во многом провальными. Так, сразу на нескольких территориях единороссы не смогли получить большинства мандатов. В Большесосновском районе победил лишь один единоросс из 15, в Очерском – четыре из 15, в Еловском – пять из 15. Скандальными оказались кампании по избранию депутатов в Краснокамском районе, а также довыборы по одному из округов в Пермскую гордуму, где, по сообщениям СМИ, был задействован административный ресурс для снятия основных оппонентов согласованных кандидатов.

«Заслугу» в достижении такого результата и очередной дискредитации установки на прозрачные выборы приписывают заместителю главы администрации губернатора края Кириллу Маркевичу, который стремится к тому, чтобы руководить всеми внутренними политическими процессами в регионе. Пока, как рассказывают местные политики, ему не удается урегулировать взаимоотношения между основными группами влияния как на местном, так и региональном уровне. Скорее наоборот, будучи выходцем из Челябинской области, чиновник не улавливает местных правил игры, предусматривающих поиск взаимовыгодных компромиссов, а пытается навязать свои. Так, например, незадолго до сентябрьских выборов в администрации губернатора сменился блок, отвечающий за политические процессы на территориях. В итоге администрация не справилась с тем, чтобы уладить межэлитные конфликты и выстроить договоренности. Более того, сообщается, что на отдельных территориях, например, в Краснокамском районе, являющемся «спутником» краевой столицы, Кирилл Маркевич усугубил управленческий раздрай. Вместо того чтобы усадить противоборствующие стороны за стол переговоров, краевая власть подтолкнула их к очередному витку войны.

Вопросы к Маркевичу возникли и по итогам проведенных в конце прошлого года торгов по информированию населения в СМИ о деятельности сразу всех органов государственной и муниципальной власти краевой столицы (администрация губернатора, заксобрание, гордума и администрация Перми). Общий бюджет конкурсов составляет 180 млн рублей. По данным региональных СМИ, операторами, контролирующими размещение материалов, стали подконтрольные чиновнику или аффилированные компании.

Выходит, что Кирилл Маркевич получил возможность для давления на всех политических игроков региона, подавая их как главных оппозиционеров или даже врагов. Такая ситуация явно не вписывается в общефедеральный тренд по борьбе с коррупцией. Чиновники региональных администраций, допустившие финансовые нарушения при подготовке или в ходе избирательных кампаний, а также в распределении медийных бюджетов, уже стали объектом внимания правоохранительных органов.

Краевой администрации так и не удалось найти общий язык и с депутатским корпусом. В местных СМИ сообщается, что противостояние из-за предложенной вице-премьером правительства края Олегом Демченко схемы приватизации пермского аэропорта или предоставления налоговой льготы ОАО «Газпром», хоть уже и осталось в прошлом, но не научило кабинет министров выстраивать взаимоотношения с парламентариями. Так, на сентябрьском заседании заксобрания края были отклонены сразу пять инициатив исполнительной власти, в числе которых отмена льготы по налогу на прибыль, предусматривающая поэтапное повышение ставки. Данное условие поставил федеральный Минфин, предоставляющий региону в условиях жесткого дефицита краевого бюджета кредитование. Критике подвергся и инфраструктурный блок во главе с вице-премьером Олегом Демченко. В частности, его подчиненные — министр строительства и ЖКХ Виктор Федоровский и министр транспорта края Алмаз Закиев - пытались отстоять перераспределение средств между объектами капитального и автодорожного строительства, но сделать этого так и не смогли. В итоге региональный Минфин не успел переверстать внесенный 1 октября бюджет Пермского края на 2016-2018 годы, который уже предусматривает получение дополнительных доходов по налогу на прибыль, а также не утвержденное депутатами распределение расходов на инвестиционные объекты.

Несогласованность депутатов и чиновников в итоге, по мнению экспертов, ставит под угрозу принятие главного финансового документа региона. Бюджетная политика всегда являлась объектом пристального внимания депутатского корпуса: прохождение любых инициатив, связанных с расходными обязательствами Пермского края, должно сопровождаться понятной и четкой аргументацией со стороны исполнительной власти, особенно в условиях дефицита бюджетных средств. В этом году, как прогнозируют собеседники агентства в заксобрании края, данный процесс может оказаться еще жестче. Это объясняется приближением избирательного цикла и необходимостью депутатов с большей долей ответственности подходить к голосованию за или против утверждения бюджета. Депутаты понимают, что сейчас представители партий не могут позволить себе слепо голосовать за его утверждение и тем более вносить инициативы по отмене важных социальных льгот. Так, например, поступил член фракции КПРФ Геннадий Кузьмицкий, который внес инициативу по «замораживанию» льготы ветеранам труда. Впрочем, инициатива коммунистов не получила поддержки большинства депутатов. По умолчанию за бюджет голосует фракция ЛДПР во главе с Сергеем Митрофановым. Что странно, ведь в депутатское объединение входят не только бизнесмены в лице Олега Полякова или Сергея Прохорова, но и представители бюджетников, например, врач Ольга Рогожникова. Не будет сюрпризом, если их молчание во время обсуждения бюджета серьезно «уронит» рейтинг партии на выборах в регионе.

Эксперты считают, что в Пермском крае, хотя и наблюдается стабильное экономическое положение (в первую очередь, благодаря нефтяной и калийной промышленности), политическая ситуация остается далеко не устойчивой. Пермский политолог Олег Подвинцев, комментируя расклад политических сил, отмечает, что элита не является консолидированной и сплоченной, не контролируется краевой администрацией и находится в «брожении» - длительном выяснении отношений между элитными группами. Приближающиеся масштабные выборы сразу на нескольких уровнях – депутатов гордумы краевой столицы и, соответственно - мэра, законодательного собрания края, а также Госдумы РФ, - могут обострить эти процессы и привести к «войне всех против всех», непрогнозируемому результату и на последующих выборах главы региона и президента РФ в 2017-2018 годах. В этом случае ответственность за результат выборов ляжет в первую очередь на администрацию края, а впоследствии - на всех участников политического процесса.

С тем, что существующий раскол в пермских элитах может сыграть злую шутку с партией власти во время выборов, согласен и политический консультант, член правления «Российской Ассоциации политконсультантов» Валентин Бианки. «При низкой явке на муниципальных кампаниях легко добиться результата давлением, - рассказал эксперт «Росбалту». - В следующем году на региональных выборах в Пермском крае будет совсем другая явка и административное давление в меньшей степени повлияет на их результат. Будет установка провести выборы чисто, чтобы не вызвать волну протестов по аналогии с 2011 годом. Важнейший фактор, который привел к нетипично низким результатам и проигрышу партии власти в этом году, - что мы видим в том же Иркутске, - это раскол элит. Для Пермского края это важный пример, что если не достигнут элитный консенсус, то ставленники власти могут в итоге проиграть».

Валентин Бианки полагает, что разнонаправленность интересов разных политических игроков и финансово-промышленных групп в регионе может проявить себя во время предстоящих выборов и основным политическим силам необходимо искать точки соприкосновения. «Главный принцип - садиться договариваться с каких-то консенсусных позиций, а не из логики «как я сказал, так и будет!»

Наблюдающие за разворачивающимися в Пермском крае процессами эксперты говорят, что наиболее выгодным вариантом является заключение межэлитного соглашения, под которым подпишутся все основные игроки, влияющие на расклад политических сил. Опрошенные собеседники в числе потенциальных фигур, которые смогут выступить в качестве переговорщиков, называют премьера Геннадия Тушнолобова, пользующегося наибольшим авторитетом в правительстве и близком окружении губернатора Виктора Басаргина. «В его пользу говорит большой опыт работы на муниципальном и краевом уровнях, поддержка ЛУКОЙЛа, связи в высших эшелонах «Единой России», - заключают собеседники.