Posted 23 ноября 2015,, 16:00

Published 23 ноября 2015,, 16:00

Modified 31 марта, 05:22

Updated 31 марта, 05:22

Черное воскресенье, понедельник...

23 ноября 2015, 16:00
На Крымском полуострове действует режим чрезвычайной ситуации: не работают предприятия, детсады, школы и котельные. Эксперты уверены, что власти не готовились к ЧС, хотя ожидать ее можно было со дня на день.

На Крымском полуострове вторые сутки действует режим чрезвычайной ситуации, а нынешний понедельник стал выходным днем. По данным ситуационно-аналитического центра Минэнерго РФ, из-за подрыва опор линий электропередач в Херсонской области Украины без света оказались более 1,6 млн крымчан.

«Не работают предприятия, детские сады и школы. Остановлены котельные. Нас предупреждают о возможных перебоях при подаче воды», – сообщил 1-й секретарь севастопольского горкома КПРФ Василий Пархоменко.

Власти Севастополя и Крыма не подготовили полуостров к энергетической блокаде, считает политик. «Прошло полтора года, но ни центральная власть, ни местная ничего не сделали для того, чтобы обеспечить автономное энергоснабжение Крыма и Севастополя, хотя прекрасно знали и предполагали – и я об этом говорил на самом высоком уровне – что такой вариант разворота событий возможен в любую минуту. Вот и получили. Теперь чиновники бегают, суетятся, а Севастополь остается без света», – констатировал Василий Пархоменко.

Бывший помощник первого вице-премьера Крыма Владимир Гарначук подчеркнул, что полуострову непросто переживать энергетическую блокаду. Свет с перебоями подается в жилые дома, но не на предприятия, что ведет к убыткам.

«Не работают светофоры, не работают троллейбусы. Отключены детские сады, школы, кинотеатры, торговые центры. На бензозаправках образовались очереди, потому что везде стоят электронасосы, и они не могут поднять топливо. Ситуация серьезная, и с ней не знают как справиться – это видно по реакции правительства Крыма, которое не может решить проблемы», – сообщил Владимир Гарначук.

Власти Крыма надеялись, что Украина не пойдет на энергетическую блокаду полуострова, считает Гарначук. Именно этим объясняется неготовность Крыма к отключениям электроэнергии.

«Еще в прошлом году вопрос энергетической безопасности я обсуждал с министром РФ по делам Крыма Олегом Савельевым. Тогда предполагалось обеспечить перевозку с материка небольших газотурбинных электростанций, которые должны были быть установлены в крымских городах. Они российского производства, их можно было найти практически готовыми на материке, не опасаясь никаких санкций. Вместо этого было решено поставить в Симферополь и Севастополь более мощные газотурбинные электростанции. Это, полагаю, отработали лоббисты. Потому, вместо того, чтобы привезти турбины, которые можно было запустить практически сразу, было принято неправильное решение о закупке импортного оборудования, которое еще предстоит завезти в Россию, а потом уже монтировать в Крыму», – рассказал Владимир Гарначук.

По мнению общественника, работы по проведению энергомоста из Ростовской области через Краснодарский край тоже могли быть более интенсивными. «Конечно, вопрос не просто в том, чтобы подключить кабель и пустить электроэнергию, а надо было еще менять сетевое оборудование. Во-первых, крымская инфраструктура была «заточена» на поставки электроэнергии из Херсонской области. Во-вторых, старое сетевое оборудование в Керчи практически не менялось с советских времен, потери на нем составляли до 30%, что очень много. Каждый мегаватт очень важен, и старое оборудование надо было менять. Но за два года можно было что-то сделать, а не так, как сейчас – в авральном порядке. Все думали, что пронесет, и Украина не пойдет на такие жесткие шаги – в связи с тем, что у нее самой непростая ситуация с поставками электроэнергии внутри страны и отсутствием энергетического угля, поставляемого из Донбасса и Казахстана», – заметил Владимир Гарначук.

Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник, считает, что, если Киев не возобновит подачу электроэнергии, то, с учетом, неизбежности форсирования запуска первой линии энергомоста, крымчанам придется жить в экстремальных условиях несколько недель. «Если завезти на полуостров и запустить газотурбинные установки и дизельные генераторы, то, при ограничении энергопотребления домохозяйствами и промышленностью, несколько недель придется пребывать в режиме форс-мажора», – полагает эксперт.

Александр Пасечник все же надеется, что до этого не дойдет, а Москва и Киев не станут углублять конфронтацию. «Почти два миллиона человек могут остаться без света и тепла в предстоящую зиму. Все будет зависеть от благоразумия и гуманности киевских властей. Устранить проблемы с обрушением линий электропередач возможно в течение суток или, может, нескольких дней. Думаю, что Минэнерго РФ уже работает по этой линии, и будут экстренные переговоры с украинской стороной. С учетом того, что сейчас Крым зависит от энергоснабжения от Украины на две трети, то при режиме ограничений можно подождать несколько дней. В конце концов, ведь и Украине, с коммерческой точки зрения, надо продавать излишки электроэнергии по приемлемым ценам», – сказал Александр Пасечник.

Пока же крымчанам приходится жить в новой реальности. Председатель крымского отделения Ассоциации молодых предпринимателей России Олег Свешников отметил, что еще рано оценивать – где и в каких отраслях экономика полуострова понесет наибольшие убытки.

«Еще нет четкого понимания графика отключений по районам. В связи с этим оценить последствия достаточно сложно. У кого-то свет вообще не отключали, а у кого-то отключали очень часто. Власти обещают "устаканить" график в ближайшее время, но мы понимаем, что ситуация продлится, как минимум, до Нового года – пока не введем энергомост из Краснодарского края. В течение этих недель будем жить по этим графикам отключения. Ну, бизнес мобилен, и, я думаю, что когда будут четкие временные рамки подачи электроэнергии в конкретные районы размещения производств и офисов, то руководители этих предприятий будут выводить людей на работу именно в то время, когда электричество там будет в полном объеме», – считает Олег Свешников.

Иногда отношения между Россией и Украиной называют чуть ли не «войной». Причем, в экономике «торговая война» началась и продолжается. Однако во властных кабинетах Крыма, похоже, были настроены более благодушно. Сегодня за это благодушие расплачиваются простые крымчане и закономерно предъявляют «счет за тьму», в том числе, и чиновникам регионального правительства.

Дмитрий Ремизов