Posted 8 декабря 2015,, 16:03

Published 8 декабря 2015,, 16:03

Modified 31 марта, 05:09

Updated 31 марта, 05:09

Очередь за враждой

8 декабря 2015, 16:03
Регионы РФ, за время дружбы с Турцией создавшие с ней тесные экономические связи, теперь не спешат принимать жесткие решения, ограничиваясь точечной демонстрацией лояльности властям. Пока только Крым поспешил разорвать все контакты с новым "врагом".

Российские регионы в разной степени увязли в торгово-экономическом сотрудничестве с Турецкой республикой. В связи с этим предполагаемый разрыв экономических отношений по-разному может сказаться на их экономической ситуации. В Крыму, например, уже отказались от инвестиций на $500 млн, что не может не отразиться на темпах развития республики. В других регионах с жесткими решениями не спешат.

Российское правительство дало рекомендации о сворачивании экономических отношений с турецкой стороной, однако в разных регионах не одинаково готовы к выполнению этих рекомендаций, считает советник Института современного развития Никита Масленников. Как заявил эксперт корреспонденту «Росбалта», на принятие решений на местах оказывает влияние конкретная экономическая ситуация и вопросы политической целесообразности.

Никита Масленников напомнил, что с 1 января вводится ограничение на ввоз ряда продовольственных товаров из Турции, но эти меры не коснулись промышленной продукции. «Что касается всех остальных мер, о которых много раз высказывались представители правительства, то они не являются решениями общегосударственного уровня, а являются рекомендациями для участников инвестиционных проектов, контрактных отношений в бизнесе. Кто-то уже отозвал их в полном объеме – например, власти Крыма решили пересмотреть практически все отношения с турецкими партнерами. У других регионов, где есть локальная сборка иностранных брендов, появилось немало вопросов, к примеру, по автокомпонентам – стоит ли, и так ли уж необходимо впадать в санкционный вираж», – рассказал экономист.

По предположению Масленникова, регионы будут смотреть за дальнейшим развитием российско-турецких отношений и потом принимать решения. «Все будут смотреть на то, как будет развиваться ситуация по «Турецкому потоку», который пока заморожен, и по АЭС Аккую. Весьма возможно, что развитие ситуации по этим проектам, затрагивающим общегосударственные интересы, даст какой-то стимул принять то или иное решение властям регионов. Пока же ситуация, на мой взгляд, достаточно неустойчивая», – объяснил эксперт.

Никита Масленников подчеркнул, что старт новому витку разрыва экономических отношений могут дать ответные турецкие санкции. «Пока еще турки не предприняли никаких ответных действий, поэтому на позицию регионов будет влиять и то, будут ли ответные действия, и каким образом это коснется регионов. Тогда может быть еще одна волна обмена санкционными ударами: ах вы так, а мы эдак!», – предположил экономист.

Никита Масленников уверен, что федеральный центр сдерживается от ввода широкомасштабных санкций, чтобы не повторить ситуации 2014 года, когда введение встречных санкций против ЕС привело к резкому сжатию рынка товаров и подскоку цен. Потому, если новые санкции против Турции и будут вводиться, то их введение будет растянуто во времени, полагает эксперт.

Пионером прекращения экономических контактов с Турцией, действительно, стал Крым. Наблюдатели полагают, что тут, возможно, сказались особенности политической ситуации в этой российской республике.

Еще 7 октября глава Крыма Сергей Аксенов на встрече с турецкими бизнесменами выразил готовность подписать инвестиционные соглашения по 30 проектам на $500 млрд, основным из которых являлась организация паромного сообщения с Турцией, строительство пятизвездочного отеля в Симферополе и проекты в сфере телекоммуникаций. Однако в конце ноября вице-премьер правительства республики Руслан Бальбек сообщил, что власти Крыма замораживают около 30 турецких инвестпроектов.

Резкие «антитурецкие» заявления руководства Крыма продиктованы попытками Сергея Аксенова обратить на себя внимание, считает бывший помощник первого вице-премьера республики Владимир Гарначук. Как заявил общественный деятель, глава Крыма лишился реальной власти на полуострове.

«Когда произошел блэкаут, то произошла полная утрата контроля за управлением Крымом со стороны республиканских властей. Поэтому сейчас любые попытки показать сверхлояльность федеральным властям приводят к таким анекдотическим ситуациям, когда Аксенов пытается сделать намного хуже для турецких партнеров, чем федеральное правительство. Так, директивно было приказано руководителям городов разрывать связи с турецкими городами-побратимами. Выдвинута глупая инициатива по переименованию Турецкой улицы в Симферополе для того, чтобы не было упоминания в топонимах. Конечно, это попытка бежать впереди паровоза, и она не обоснована ничем, кроме желания выслужиться», – полагает Владимир Гарначук.

Полного разрыва политических, экономических и культурных отношений российских регионов с турецкой стороной не произойдет, полагает руководитель Центра региональных исследований ИСР ЮФУ Виктор Черноус. «Полный разрыв маловероятен и вряд ли он нужен. Будет происходить, конечно, ограничение контактов. Это затронет не только ЮФО и СКФО, но и регионы Поволжья с преобладающим тюркским населением. Процесс этот станет, конечно, в определенной степени болезненным, но не критичным. Кроме того, я не думаю, что эта новая ситуация будет достаточно долговременной, она все равно станет куда-нибудь «выруливать», – рассказал Виктор Черноус.

По предположению политолога, остановить процесс ухудшения отношений с соседом могут вероятные политические перемены в самой Турции.

В некоторых местностях обострение отношений с южным соседом было использовано для действий, напоминающих рейдерские захваты. В Ростовской области 15 граждан Турции, работавших на ковровом заводе «Меринос», 1 декабря после проверок сотрудниками СКР, ФСБ, ОМОНа, ОБЭПа и УФМС РФ были задержаны и помещены миграционной службой в изолятор села Синявское в Неклиновском районе.

Ухудшение отношений с Турцией не должно ударять по простым туркам, в том числе находящимся в России, прокомментировал этот случай вице-президент Конфедерации труда, депутат Олег Шеин. «То, что наши собственные, местные власти подчас воспринимают любые сигналы «сверху» как призыв к абсолютному действию, бьющему по обычным людям – это как раз позиция, требующая изменений. Противником является не другой народ, а те, кто за счет этого народа живут припеваючи», – уверен Олег Шеин.

Еще недавно Турция рассматривалась как важный торгово-экономический партнер и даже «союзник», с которым надо развивать всяческие дружественные отношения. Внезапно друг оказался враг, и теперь нелишним будет сказать, что в большинстве регионов просто запутались в резких колебаниях международной обстановки и надеются, что напряженность в отношениях двух стран со временем «рассосется».

Денис Леонов