Posted 20 января 2016,, 17:08

Published 20 января 2016,, 17:08

Modified 31 марта, 04:40

Updated 31 марта, 04:40

Приключения азиатских беженцев в Заполярье

20 января 2016, 17:08
Мурманская область оказалась не готова принять беженцев из Азии и людей, которые выдают себя за них.

Мурманская область стала транзитным регионом, через который азиатские беженцы и люди, которые выдают себя за них, пытаются попасть в Европейский Союз и получить там убежище. Причина, по которой мигранты едут через российское Заполярье, – наличие у региона границы с Норвегией и пропускных переходов на этой границе.

Поток беженцев резко вырос в 2015 году. Согласно действующим правилам, пересечь международный автомобильный пункт пропуска можно только на транспортном средстве. Летом и осенью таким средством стали велосипеды.

Азиатские гости стали массово скупать у мурманчан велосипеды, и в результате даже образовался их дефицит в регионе. Доехав до границы на такси, они пересаживались на двухколесного друга и уже таким образом въезжали в ЕС. Поскольку число мигрантов росло, то процесс перехода стал долгим, и в ожидании разрешения азиаты «перекантовывались» в сопредельных районах Мурманской области.

До недавнего времени норвежцы терпеливо принимали гостей, но, как оказалось, не для всех желающих они готовы раскрыть объятия. Стало известно, что Норвегия начинает в массовом порядке высылать назад в Россию мигрантов, перешедших росcийско-норвежскую границу и на протяжении последних месяцев пытавшихся получить статус беженца. Известие о негостеприимности норвежцев изменило планы азиатов: теперь из Мурманска они направляются не в Норвегию, а к границе с Финляндией. Морозы и глубокий снег вынудили также поменять транспортные средства: велосипеды сменили старые легковушки.

Консультант по приграничному сотрудничеству администрации Печенгского района Мурманской области Татьяна Базанова полагает, что среди потока беженцев, прошедшего через район этой осенью и зимой, людей, бежавших от боевых действий, было только процентов тридцать. Основная часть из них пересекла границу еще в начале осени. Затем, вслед за ними на пропускных пунктах в Печенгском районе появились иностранцы, которые уже не первый год живут в России. Чиновница предполагает, что именно их и собирается выдворить Норвегия.

«Сирийцы, бежавшие от бомбежек, действительно, ехали в сентябре. И это тоже были не бедные люди: для того, чтобы перемещаться на такие расстояния, нужны средства. А потом, видимо, кто-то запустил информационную утку о том, что Норвегия готова принять до 8 тысяч беженцев. И тогда поехали люди, которые просто хотели улучшить свое материальное положение, осев в благополучной Норвегии. Мне довелось пообщаться с ними. Это были афганцы, которые уже по 8-10 лет живут в России, сирийцы, которые по несколько магазинов в Москве имеют. Но они решили, что в Норвегии лучше, и поехали», – объяснила Базанова.

Она рассказала, что одновременная концентрация сотен иностранцев в Печенгском районе произошла из-за того, что норвежская сторона впускала из пункта пропуска «Борисоглебск» не более двухсот человек в день. «Норвежцы не просто запускали толпу, а каждого прибывшего подвергали дорогостоящему медицинскому обследованию, оформляли им документы. Поэтому больше двухсот человек не могли принять. Когда Норвегия ужесточила прием, то они отправились на пункт пропуска "Лотта" в Финляндию, но финны принимали не более 30 человек в день», – отметила Татьяна Базанова.

Сотрудница райадминистрации подчеркнула, что ужесточение приема со стороны Норвегии привело к тому, что сейчас поток иностранных мигрантов на российско-норвежскую границу практически иссяк. Если норвежская сторона выдворит со своей территории беженцев, приехавших через Россию, они не останутся ни в Печенгском районе, ни в Мурманске, считает Базанова. По ее мнению, эти мигранты вернутся в российские регионы, откуда они приехали.

С лета 2015 года через Мурманскую область в направлении Норвегии проехало около пяти тысяч беженцев из Азии, сообщила правозащитница, член региональной общественной наблюдательной комиссии Ирина Пайкачева. Как рассказала общественница корреспонденту «Росбалта», среди мигрантов, в основном, преобладали жители Ближнего Востока.

«Тут, что ни человек, то своя история, полная приключений. В большинстве это были граждане Сирии, Ирака, Ирана. От реальных беженцев, которые были вынуждены бежать, до возможных боевиков, которых мы, конечно, не вычисляли. Были и дети, и глубоко пожилые люди», – отметила Ирина Пайкачева.

По словам правозащитницы, некоторые из мигрантов попали в криминальные истории, связанные с попытками нелегального прохода через границу. «Два курда из Турции, отец и сын, получили сроки – по три года – и уже отправлены в колонию. По моему мнению, их, что называется, подставили: довезли до границы, бросили, а там их задержали пограничники. Почему я уверена, что они не виновны? Потому что я их видела сразу после задержания: они не были похожи на людей, которые пытаются нелегально пересекать границу – одеты были чистенько, как будто только из супермаркета, обувь такая, что по кочкам не побегаешь», – пояснила Пайкачева.

Правозащитница предположила, что Норвегия, объявившая о выдворении части мигрантов, осуществит этот шаг в отношении только тех, кто имеет документы, позволяющие им находиться в России. «Дальнейшая их судьба зависит от них самих. Те, кто бежал от войны, могут тут добиваться временного убежища. Но большинство не захочет оставаться в России, они изначально хотели перебраться дальше, и имеют на это право», – уточнила Ирина Пайкачева.

Поток азиатских беженцев, направившихся в Финляндию, создал трудности для туристов при пересечении границы. Как сообщил руководитель турагентства «V-Leto.ru» Олег Теребенин, на подъездах к пропускному пункту "Салла" стали наблюдаться длинные очереди из автомобилей.

«Беженцы покупают в Мурманской области «ведра» и едут, сутками стоят на границе. Даже маленький "городок" образовался там», – рассказал Теребенин.

По словам руководителя турагентства, из-за возросшего потока финские пограничники стали закрывать переход на несколько часов. «Просто финны впускают партию беженцев, начинают их «обрабатывать» и на это время закрывают границу, никого больше не впускают. Я сам лично четыре часа там простоял. Группа туристов у нас опоздала, когда ездила на праздники», – пояснил Олег Теребенин.

До недавнего времени региональные власти предпочитали "не замечать" новой проблемы. Однако затем характер международного скандала приобрело известие, что у границы с Финляндией умер гражданин Индии, который провел у границы неделю в условиях заполярных морозов. Как сообщили в СКР, тело 33-летнего иностранца нашли в салоне автомобиля у приграничного контрольного пункта «Приозерский». Местные СМИ предположили, что он мог умереть, в частности, от холода.

18 января на сайте правительства Мурманской области появилось сообщение, что замгубернатора Алексей Тюкавин поручил главе Кандалакшского района усилить работу по информированию иностранных граждан об условиях пересечения границы и «резком снижении температуры воздуха».

Беженцы, намеревающиеся пересечь российско-финляндскую границу на пропускном переходе в Кандалакшском районе, теперь размещены в гостиницах, сообщила замглавы райадминистрации Наталья Золотова. По ее словам, номера мигранты оплачивают из собственных средств.

Сотрудница администрации рассказала, что еще до вчерашнего дня беженцы находились у КПП в салонах машин, на которых они приехали. «Вчера вывезли оттуда последних 17 людей, которые мерзли в своих машинах. Ну, у кого хорошие машины, те, понятно, не мерзли. Теперь беженцы сами установили между собой определенную очередь – когда и кому выезжать на границу, чтобы перейти на ту сторону», – рассказала чиновница.

По словам Натальи Золотовой, в местах, где остановились иностранцы, ситуацию контролируют, постоянно навещают постояльцев гостиниц сотрудники полиции, погранпоста и управления ФСБ.

Неготовность чиновников к такой проблеме, в общем-то, объяснима. Если бы еще лет десять-двадцать назад жителям Заполярья рассказали, что через их регион будут мигрировать арабы и индусы, те, наверное, сочли бы это шуткой. Однако новое «великое переселение народов» уже стартовало.

Дмитрий Ремизов