Posted 7 февраля 2016,, 11:41

Published 7 февраля 2016,, 11:41

Modified 31 марта, 04:26

Updated 31 марта, 04:26

Семейный вопрос

7 февраля 2016, 11:41
На съезде «Единой России» прозвучало предложение запретить семейственность в политике.

Объявить борьбу непотизму, как по-научному называется кумовство, выступая на партийном собрании в субботу, 6 февраля, призвал депутат Госдумы Валерий Трапезников. Он заявил, что в других сферах жизни семейственность может быть положительным явлением, однако в политике кумовство недопустимо. По мнению парламентария, необходимо как можно скорее отойти от ситуаций, когда во власти одновременно оказываются отцы, дети, мужья и жены.

Во время выступления Трапезникова не все единороссы смогли совладать со своими эмоциями. Часть были смущены и озадачены, некоторые – откровенно испуганы, третьи – бросали красноречивые взгляды на сидевшего в зале министра сельского хозяйства, бывшего губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, чей зять Роман Баталов стал депутатом краевого заксобрания в 23 года, практически сразу после окончания вуза и свадьбы.

Впрочем, Ткачев – не единственный, кому повезло с талантливым родственником. Так, 29-летний Никита Гордеев, папа которого руководит черноземной Воронежской областью, уже второй созыв работает депутатом рязанской облдумы. А сын самарского губернатора Николая Меркушкина Алексей занимает пост зампредседателя правительства Мордовии и министра целевых программ республики. Одаренные отпрыски есть и у депутатов Госдумы. Например, сын бессменного лидера ЛДПР Владимира Жириновского Игорь Лебедев, несмотря на то, что взял себе фамилию матери, работать предпочитает с отцом и уже четвертый созыв сидит с ним бок о бок в российском парламенте. А 27-летний внук председателя КПРФ в прошлом году стал депутатом Мосгордумы.

К подобному пристраиванию родственников на «теплые» места российское общество хоть и относится с неприязнью, но привыкло. Однако, по сути, кумовство – это разновидность коррупции, пусть и не в такой грубой форме, как взяточничество. А с коррупцией, как известно, необходимо бороться, потому что она – реальная угроза национальной безопасности. Кстати, в СССР понимали, что кумовство мешает становлению гражданского общества и вредит развитию экономики. В уставе сельскохозяйственной артели, принятом II Всесоюзным съездом колхозников-ударников и утвержденном СНК СССР и ЦК ВКП (б) 17 февраля 1935 года, говорилось, что бригадир «обязан наилучшим образом использовать каждого колхозника своей бригады, не допуская при распределении работы никакого кумовства, семейственности». Вот только с годами этот принцип оказался утрачен…

Между тем, во многих странах непотизм не просто считается ненормальным, но даже официально запрещен. Например, в Израиле госкомпании не имеют права брать на работу служащего, если в ней на руководящей должности уже работает его родственник, а на Кипре уличенным в кумовстве вообще придется заплатить штраф в несколько тысяч долларов или на год сесть в тюрьму. Борются с семейственностью в чиновничьих кругах и в Китае – там детям высокопоставленных госслужащих запрещено заниматься бизнесом, а также заключать сделки с недвижимостью.

Российские законы семейственность тоже не поощряют. В соответствии с законом «О госслужбе», «гражданин не может находиться на государственной службе в случаях... близкого родства или свойства... с государственным служащим, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного другому». Однако на практике действие документа оказывается слишком узким.

Тот факт, что вопрос семейственности вынесен в публичную плоскость, по мнению члена экспертного совета Алексея Зудина, является многообещающим. «Семейственность в политике – это реальная проблема. Она контрпродуктивна. Ненормально, когда родственные отношения заменяют рабочие. Кумовство не учитывает активность, компетентность соискателя, поэтому, сталкиваясь с семейственностью в политике и на государственной службе, люди теряют доверие к институтам власти», - пояснил Зудин, выразив надежду на то, что представители власти готовы к откровенному обсуждению этого вопроса.

Дарья Истомина