Posted 4 марта 2016,, 15:35

Published 4 марта 2016,, 15:35

Modified 31 марта, 04:07

Updated 31 марта, 04:07

Кризис в стране заставил россиян отказаться от дорогостоящих товаров и больше откладывать

4 марта 2016, 15:35
Сокращение потребления усиливает давление на розничную торговлю.

Снижение доходов и экономическая неопределенность заставили россиян отказаться от дорогостоящих товаров и больше откладывать. Больше половины россиян — 53% — предпочитают откладывать, а не тратить, следует из результатов опроса, опубликованного на сайте Банка России.

«До исторического минимума снизилась доля респондентов, считающих, что на свободные деньги лучше покупать дорогостоящие товары, а не сберегать», — говорится в исследовании. В феврале 53% (против 51% в январе) ответили, что предпочитают сберегать свободные деньги, и только 32% респондентов (34% в январе) все еще предпочитают тратить.

По мнению главного экономиста БКС Владимира Тихомирова, это нормальное поведение.

«В условиях кризиса люди увеличивают нормы сбережения, то же самое происходило в 2009 году. Но для экономики это негативная тенденция: сокращение потребления усиливает давление на розничную торговлю, другие отрасли, связанные с розничным спросом», — отмечает он в интервью РБК. В итоге выход из рецессии будет растянут во времени, считает эксперт.

Главный экономист Ренессанс Капитала по России и СНГ Олег Кузьмин также добавил, что потребительский спрос в этом году продолжает падать, и увеличение нормы сбережений не способствует его восставлению.

«С другой стороны, это хорошая новость с точки зрения замедления роста инфляции», — добавляет он.

В феврале отмечалось значительное изменение в структуре потребительских расходов, говорится в исследовании. По сравнению с предыдущими опросами снизилась доля респондентов, которым за последние три месяца приходилось экономить на покупке повседневных товаров. Однако доля людей, которым пришлось отказаться от запланированных трат, остается на высоком уровне (46%).

ЦБ отмечает, что в феврале инфляционные ожидания на следующие 12 месяцев продолжили снижаться третий месяц подряд до 8% с использованием нормального распределения (против 10,8% в январе). Доля респондентов, которые в следующем году ожидают ускорения роста цен, снизилась на 6 п. п. до 15%, а популярность ответа о том, что инфляция замедлится, возросла на 5 п. п. — до 15%.

«Гораздо реже респонденты начали говорить о росте цен на ​​фрукты и овощи, мясо и птицу, сыр и колбасы, яйца, молочную продукцию, чай и кофе, кондитерские изделия и алкогольные напитки», — говорится в исследовании.