Posted 20 марта 2016,, 09:29

Published 20 марта 2016,, 09:29

Modified 31 марта, 03:57

Updated 31 марта, 03:57

Метеоролог: Потерпевший крушение Boeing мог попасть в «струйное течение»

20 марта 2016, 09:29

В момент крушения Boeing-737-800 авиакомпании FlyDubai в международном аэропорту Ростова-на-Дону наблюдалось редкое природное явление — «струйное течение». Об этом сообщил ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец.

В интервью Meduza он заявил, что именно оно могло помешать пилотам посадить самолет в штатном режиме. «Представьте себе трубу, диаметр которой несколько сотен километров. Внутри этой трубы свищет ветер от 100 до 900 километров в час (а ведь 900 километров в час — это средняя скорость авиалайнера на высоте девять тысяч метров!), а вокруг — обычная атмосфера, обычные погодные условия. Вот эта труба — это и есть „струйное течение“. Пилоты стараются не связываться со „струйными течениями“. Разумеется, они их не видят, зато их хорошо видят метеорологи», — рассказал специалист.

По его словам, пилоты могут обходить эти потоки воздуха, но иногда и пользуются их преимуществами: «Их часто используют для экономии топлива. Если так совпало, что ветер получается в хвост лайнеру, то прибавить к скорости сотни километров и сэкономить большое количество времени и топлива кто же откажется? Иногда, если повезет, самолеты в такой трубе преодолевают целые континенты».

Ситуация же с лайнером FlyDubai разворачивалась по другому сценарию, предположил эксперт. «Представьте, что скорость снижения у самолета 350-400 километров в час. И вот он снижается: летчик видит полосу, выравнивает курс, корректирует скорость, направление, высоту эшелона, чтобы аккуратно сесть — и тут все идет наперекосяк. Попадая в трубу со „струйным течением“, самолет может, например, мгновенно потерять до 100 километров в час горизонтальной скорости. И это фатально, потому что на 300 километров в час лайнер не способен удержать себя, он просаживается. Или другой расклад: самолет штатно снижается, но вдруг попадает в сдвиг ветра — из-за того же самого „струйного течения“; на эшелоне 600 метров — 100 километров в час, а на эшелоне 500 — сразу 15-20 километров в час. Что происходит? Динамическая управляемость самолета резко ухудшается. Что-то подобное с разбившимся „Боингом“, видимо, происходило, раз он ушел на второй круг, раз — это на кадрах видно — падал на землю свечкой», — сказал метеоролог.

По его словам, самолет мог попасть на горизонтальный поток, от которого в штатном режиме летчики могут уйти, но есть углы отклонения от горизонтали, за пределы которого самолету запрещено выходить, он становится «неуправляемой консервной банкой». «В такой ситуации ветер резко задирает лайнеру нос или набегает на крыло, происходит срыв потока. Самолет падает. Опытные военные летчики умеют с такой ситуацией справляться, гражданских этому не учат. Да и самолеты не приспособлены», — отметил Тишковец.

По его мнению, справиться со «струйным течением» на посадке пилоту сложно, если он не подгоготовлен к этому. «Похоже, что в Ростове так и случилось: летчик начал дергаться, он не мог принять решения. Разумеется, условия нестандартные. Как правило, „струя“ так низко не опускается. На низких высотах, в пограничном слое „струйное течение“ случается редко. И, видимо, командир не был готов с ним столкнуться, не сумел принять правильное решение, запаниковал и потерял контроль над лайнером», — заключил эксперт.

Как сообщалось, самолет авиаперевозчика FlyDubai потерпел крушение около 3:40 мск субботы в аэропорту Ростова-на-Дону при повторном заходе на посадку. Boeing-737-800 упал в 253 м от взлетно-посадочной полосы при повторном заходе на посадку. В результате катастрофы погибли 55 пассажиров и 7 членов экипажа.