Posted 25 апреля 2016,, 14:58

Published 25 апреля 2016,, 14:58

Modified 31 марта, 03:32

Updated 31 марта, 03:32

Акция устрашения?

25 апреля 2016, 14:58
Убийство семьи высокопоставленного полицейского — уникальное и демонстративное преступление. У него наверняка есть заказчики, уверены эксперты.

В одном из частных домов в селе Ивашевка Сызранского района были обнаружены тела шестерых человек с признаками насильственной смерти — трех мужчин и трех женщин. При расправе выжила семилетняя девочка, но она находится в тяжелом состоянии в реанимации. Погибшие — замначальника штаба ГУ МВД Самарской области, бывший начальник полиции Сызрани полковник Андрей Гошт, его супруга, родители и близкие родственники.

Уже установлено, что убийцы, проникнув в дом, уничтожили видеокамеры и записи с них. Нападение сравнивают с известным случаем в станице Кущевской в Краснодарском крае, где несколько лет назад озверевшие от безнаказанности бандиты вырезали семью местных жителей и их гостей.

Однако эксперты не припоминают таких историй, чтобы преступники жестоко убили высокопоставленного полицейского начальника вместе с семьей. Бывало, что убивали отдельных правоохранителей, но не их близких. Считалось, что криминальный мир не решается на такие зверства, исходя из принципа «себе дороже» и понимая, что наказание будет неизбежным. Значит, убийцам либо было «нечего терять», либо они имеют хорошую «крышу», способную уберечь от мести коллег убитого.

За время работы в Сызрани Андрей Гошт «перешел дорогу» многим. Известно, что он противодействовал незаконной торговле алкоголем, закрывая нелегальные кафе вдоль федеральной трассы, а также взял под контроль дела Сызранского нефтезавода. Из этого уже возникли и отрабатываются версии о причастности «алкогольной» или «нефтяной» мафии к жестокой расправе.

Криминальный мир способен к жестоким убийствам, особенно если речь идет о подоплеке в виде больших денег, считает криминолог Сергей Слепцов. Как заявил эксперт корреспонденту «Росбалта», у убийства полицейского начальника и его родственников в Сызрани наверняка были не только исполнители, но и заказчик.

«Действительно, я такого еще не припомню, чтобы убивали руководителя отдела МВД по городу вместе с семьей. Такого еще не было в обозримом прошлом. Но думать, что криминальный мир не посмел бы перейти такую границу — неверно. Еще как посмел бы. Конечно, на такие акции бросаются не простые уголовники по своей инициативе из ненависти к „ментам“. Там наверняка был замешан экономический интерес, в который вложены приличные деньги и откуда идут приличные „дивиденды“. А в условиях нынешней социальной ситуации, когда десятки людей готовы зарабатывать какие-то копейки на криминальных делах, но при этом приносят серьезные прибыли организаторам этого „бизнеса“, исполнители всегда найдутся», — полагает Сергей Слепцов.

Убийство бывшего начальника полиции Сызрани является показательным, подчеркнуто демонстративным преступлением, считает лидер профсоюза сотрудников органов внутренних дел Михаил Пашкин. Мотивом убийц могло быть желание запугать или отомстить.

«Впервые на моей памяти, произошло такое преступление, чтобы убили большого полицейского начальника вместе с его семьей. Исполнителями могли быть обычные представители криминального мира, но заказчиком, скорее всего, может быть какой-то богатый и влиятельный человек или даже структура. За таким убийством, конечно, могут стоять большие деньги, или же он, как говорится, „полез не в свое дело“. Но и в этом случае могли убить его одного. Если же перебили всю семью, значит — это показательное дело, а заказчики не боятся резонанса на всю страну. Наверняка у покойного был какой-то „бизнес“, и этим убийством преступники как бы говорят его товарищам: не лезьте в это „дело“, а то и с вами будет то же самое», — прокомментировал Михаил Пашкин.

Эксперт не исключил версии, что убитый полицейский начальник тоже мог быть виновником чьей-либо смерти, и жестокое убийство стало «зеркальным» ответом мстителей.

В Среднем Поволжье уже долгое время не было случаев громких коллективных убийств, особенно совершенных варварским способом, рассказал публицист и общественный деятель Сергей Вилков. Как заявил общественник, в прошлом случаи, похожие на громкое убийство в Сызрани, случались, и не раз.

«В 2003 году в Саратове был насмерть забит битами у собственного гаража акционер Сенного рынка Виталий Попов. Его связывали с так называемой „парковской“ ОПГ, выходцы из которой, видимо, стали конкурировать между собой. Но это был отголосок криминальных войн. Похожие страшные эпизоды время от времени всплывали в той же Самаре, и некоторые наблюдатели относили их к противостоянию силовиков и разжиревшего в 90-е годы бизнеса за стратегические активы. В 2011 году был жестоко убит в своем доме бывший вице-президент самарской группы компаний СОК, которая ранее контролировала „АвтоВАЗ“ и его поставщиков. Трое преступников залезли к нему в коттедж в Суздале, уничтожили записи с видеокамер, затащили его в подвал и после пыток перерезали горло. Жену избили, но оставили в живых. Именно к этому периоду относится падение СОКа и избавление от основных пакетов акций в крупных предприятиях», — рассказал Сергей Вилков.

Публицист не исключил, что методы жестоких расправ, позаимствованные у банд начала 90-х, хорошо освоены участниками современных экономических разборок. «Особенно теми, у кого может быть то или иное прикрытие в правоохранительных структурах, что обуславливает особую дерзость таких акций устрашения», — подчеркнул Сергей Вилков.

Случай в Сызрани еще раз показал, что «лихие 90-е» не ушли в прошлое, а только притаились. В периоды социальных и экономических кризисов, когда «кормовая база» резко сужается, монстры просыпаются и выходят на свою «охоту».

Дмитрий Ремизов