Posted 28 апреля 2016,, 14:10

Published 28 апреля 2016,, 14:10

Modified 31 марта, 03:29

Updated 31 марта, 03:29

Старт с занесением в личное дело

28 апреля 2016, 14:10
Владимир Путин открыл космодром «Восточный» со второй попытки. Виноват неисправный кабель, но выговоры получили чиновники.

Торжественный первый запуск с нового российского космодрома «Восточный» обязан был пройти в присутствии главы государства. Владимир Путин, разумеется, не мог не приехать. Во-первых, как любят отмечать российские СМИ, это самый дорогой в мировой истории космодром (строительство в Амурской области обошлось по разным подсчетам никак не меньше, чем в 400 млрд рублей), а во-вторых, это объект, связанный с космической программой, который полностью построен уже в независимой России, а не в СССР. Фактически, Владимир Путин должен был чувствовать себя почти как Никита Хрущев после запуска в космос Юрия Гагарина.

Если для мировой истории освоения внеземного пространства начало эксплуатации «Восточного» лишь один из шагов, то для России, если верить официальной риторике, это возвращение возможности самостоятельно и независимо изучать космос. Речь идет о необходимости арендовать у Казахстана космодром Байконур, оказавшийся после распада СССР на территории сопредельного государства. Именно это называют в один голос «унизительной зависимостью» многие российские комментаторы.

Возможно, если говорить о политической или научной составляющей, эта зависимость и была обременительна. Однако с экономической точки зрения все сложнее. Ежегодная стоимость аренды «Байконура» Россией (договор действует до 2050 года) в последние годы ненамного превышала $115 млн. Кроме того, до трети от этой цены добавлялось за счет расходов на эксплуатацию космодрома. При этом Байконур оставался наиболее приспособленным в мире местом для разного рода запусков, и именно потому там даже в последние годы их было больше, чем у любого из серьезных конкурентов, включая американский космодром на мысе Канаверал.

Однако эта аренда еще в период правления Бориса Ельцина начала тяготить Россию. Предпринимались даже слабые попытки доказать свои права на космодром. Ну а потом было решено строить свой, национальный. Это решение и воплотилось в «Восточном». Правда, это строительство в последние пару лет обросло массой скандалов. Там было и воровство, и невыплаты зарплаты, и личные визиты «оборонного» вице-премьера Дмитрия Рогозина, и, как сообщали борцы с коррупцией из Transparency International Россия, какие-то неясные полтора десятка офшорных компаний (из чуть более, чем сотни, участвовавших в строительстве).

В итоге получился, как пишет пресса, самый дорогой в мировой истории космодром. И это при том, что там предстоит построить, как уже напомнил Владимир Путин, еще одну стартовую площадку — для другого типа ракет-носителей. Кроме того, «Восточный» еще несколько лет не будет готов к запуску пилотируемых кораблей. Зато космодром, как говорится, свой. Не надо платить Казахстану и находиться у него в «унизительной зависимости».

Впрочем, на цене проблемы не закончились. Второй вопрос — что и как запускать с «Восточного». Как показал первый торжественный старт, это тоже проблема. Изначально ракета-носитель «Союз-2.1а» должна была стартовать с космодрома Восточный 27 апреля в 5:01мск, но за минуту этого времени запуск был отменен. Приехавший на пуск Владимир Путин оказался в нелегкой ситуации, но уезжать, не запустив ракету, было бы странно, и он согласился остаться еще на один день. Тем более что довольно быстро удалось понять проблему, установить, что в сбое виноват некачественный кабель.

Что касается президента, то он высказался во время совещания, посвященного тому, что старт пришлось отложить. «На мой взгляд, это связано с разгильдяйством и с недостаточным контролем над всеми элементарными, но такими важными в данной отрасли процессами», - прямо сказал Путин, но наказывать никого не стал, уточнив лишь, что хочет понять как же в обычной ситуации (то есть, когда его нет рядом) происходит «разбор полетов».

К следующему дню кабель был заменен, а главное — произведен успешный старт «Союза». Глава государства же, в свою очередь, похоже, разобрался в том, как в космической отрасли производится «разбор полетов» после нештатных ситуаций и решил внести в это дело свой вклад, чтобы было вернее.

В итоге, курирующий вопросы развития космической отрасли вице-премьер Дмитрий Рогозин получил от президента России Владимира Путина просто выговор, руководитель госкорпорации «Роскосмос» Игорь Комаров - строгий выговор, ну а в адрес главы НПО автоматики Леонида Шалимова, чье предприятие произвело проблемный кабель, было вынесено постановление о неполном служебном соответствии. Информацию об этом подтвердил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Ходят слухи, что это только начало. Традиционно старающийся предугадывать решения Кремля лидер ЛДПР Владимир Жириновский в эфире радио «Говорит Москва» вряд ли случайно усомнился также и в служебном соответствии Дмитрия Рогозина. Для «оборонного» вице-премьера «Восточный» был самым заметным детищем, по крайней мере, в космической отрасли. И такое начало работы нового космодрома вполне может стоить Рогозину части его полномочий, тем более, что он и так в последнее время находился под давлением из-за публикаций в СМИ, посвященных недвижимости его семьи.

Однако до отставок в «российском космосе» дело доходит редко – обычно все ограничивается, как на этот раз, выговорами и предупреждениями. Так что серьезные проблемы у Дмитрия Рогозина могут появиться только в том случае, если Владимир Путин решит заняться отраслью лично и вплотную, взяв на себя часть ответственности за нее.

Иван Преображенский