Posted 6 февраля 2013,, 12:43

Published 6 февраля 2013,, 12:43

Modified 31 марта, 21:05

Updated 31 марта, 21:05

Тагил рулит! Куда?..

6 февраля 2013, 12:43
Пол-России ошибочно зовет нас нижнетагильцами, а мы гордо именуем себя – тагильчане. Мы железобетонно гордимся своим городом – и так же сильно мечтаем, чтобы наши дети в нем не жили. На отдыхе за границей мы не орем: «Таги-и-ил!». Потому что нам стыдно.

Мы живем в лучшем на свете городе, и все остальные города нам завидуют. Пол-России ошибочно зовет нас нижнетагильцами, а мы гордо именуем себя – тагильчане. Мы железобетонно гордимся своим городом – и так же сильно мечтаем, чтобы наши дети в нем не жили. Опозоренные «Нашей Рашей», мы на отдыхе за границей не орем: «Таги-и-ил!». Потому что нам стыдно. Впрочем, главная наша беда не в этом, а в том, что наш родной город понемногу исчезает...

Нижний Тагил – город небольшой (хотя и второй по численности в Свердловской области). В нем не наберется и 400 тысяч человек, причем население убывает с каждым годом. То же самое происходит и с другими уральскими городами. Причин много. Самая очевидная – уезжает молодежь. Почему? Я попробовала в этом разобраться, поговорив с земляками.

«Оставил он свое селенье...»

Из маленьких городков Свердловской области молодые люди обычно стремятся в столицу Урала - Екатеринбург. По словам Ирины Александровой (инженер, 25 лет), ее родная Кушва – в глубочайшей депрессии: работы нет вообще никакой, талантливая и перспективная молодежь уезжает чуть ли не поголовно. Яна Томилова (дизайнер-верстальщик, 23 года) покинула Первоуральск и перебралась в столицу области из-за невозможности найти работу по душе, к тому же экология в Первоуральске не ахти: «У меня даже рыбки в аквариуме все время там дохнут».

В Нижнем Тагиле ситуация лучше (хотя и ненамного). Отсюда чаще уезжают не просто за работой, а за работой любимой. Даже за мечтой. И не в Екатеринбург, а в Москву и Петербург. Вероятно, тагильчане не очень верят, что Урал – то самое место, где сбываются мечты.

Те, кто уже перебрался в Москву и Питер, признают: нашли, что искали (карьерный и личностный рост, высокая зарплата, «столичная атмосфера»), и возвращаться не хотят. Новоиспеченная москвичка Анна (28 лет, учитель иностранных языков) всегда мечтала жить в столице: «Нижний Тагил – дыра, где нет возможностей для самореализации. Никакого будущего. Город грязный, серый...» Люба (28 лет, секретарь), также осевшая в Москве, посдержанней, но тоже отмечает, что в родном городе у нее никогда не будет такой интересной работы и высокой зарплаты, как сейчас.

«Петербурженка» Полина П. (24 года, PR-менеджер) уехала из Тагила, поскольку, во-первых, не видела перспектив для профессионального развития, а во-вторых, всегда любила «очаровательный Петербург». Что ж, Полину можно понять: действительно, PR-менеджер – не сварщица. Да и Питер – не Тагил.

Света И. (24 года, сотрудница одной из европейских компаний, PR, маркетинг) подробно объяснила, чем ее привлекает новая родина: «Есть такие города, которые встречают тебя угрюмо, водят по страшным закоулкам. Есть города-мамочки, весельчаки, холодные. Тагил – прекрасный город, но слишком приземленный. Мне там тесно. Я летела, бежала, творила. В Петербурге почувствовала себя своей. Я дома. Друзьям говорю, что моя кровь движется со скоростью города. Мой внутренний темп жизни и внешний сошлись. Я увидела свое будущее, дело жизни. В Петербурге прекрасный народ, есть в нем что-то душевное от России и открытое и дружелюбное от Европы».

«...удила из Нижнего Тагила...»

Многие тагильчане, покинувшие малую родину, стыдятся вспоминать о своем происхождении. Пожив в стольном граде пару месяцев, уже называют себя «коренными ма-а-асквичами». Мне самой, когда я искала работу, приходилось умалчивать о месте жительства. У некоторых работодателей в головах сидит стереотип: провинциальный – значит плохой. Ты не можешь быть хорошим специалистом, если не окончил МГУ и родился за Садовым: «Нижний Тагил? Это что, деревня какая-то?..»

Телевидение тоже добавило тагильчанам комплексов. Большинство опрошенных не самыми добрыми словами отозвались о «Нашей Раше» с ее «Таги-и-ил!!!», о шуточках Евгения Петросяна про шпингалеты и ...удилу из Нижнего Тагила. Говорили о скандалисте Жириновском, который назвал жителей Урала тупым быдлом, и о Холманских, который, как считают многие, опозорил на всю страну Тагил в целом и Уралвагонзавод в частности. Вспоминают: раньше часто шутили про нашу экологию (Жванецкий в том числе), теперь Тагил «прославился» чуть ли не как мировая столица жлобов...

А вот Александр (один из опрошенных), побывав в других городах, понял, что персонажей «Нашей Раши» всерьез нигде не воспринимают: «Правда? Вы из самого вот этого Нижнего Тагила? А где он? Мы думали, что он вообще придуман!!!»

От себя в утешение тагильчанам добавлю: Челябинску не повезло куда больше.

Дилемма бегства и личного унитаза

Молодые жители Тагила, собирающиеся покинуть малую родину, рассуждают примерно так: «В столицах лучше, потому что там всего больше!»

«Больше интересного» (Мария Шаманаева, 20 лет, студентка УрФУ); «больше возможностей для самореализации» (Елена Миронова, 36 лет, фриланс); «больше шансов на успех» (Даша Стеблова, 15 лет, ученица 9-го класса); «больше вакансий, шире выбор в магазинах и богаче культурная жизнь» (Ирина М., 25 лет, методист учебного заведения), «больше зарплата» (Марина Карачева, 24 года, работник СМИ).

Навскидку: самые востребованные специальности в Тагиле – рабочие (разной квалификации) и продавцы либо менеджеры по продажам.

«Хочу уехать – может, не в столицу, но в центральную Россию или за границу, – делится планами 36-летняя редактор Евгения Шарипова. – По моей специальности в Тагиле найти работу крайне сложно, здесь тяжелый климат и плохая экология, низкий уровень жизни и общей культуры (пожалуй, ни в одном другом городе столько пьяных на улице я не встречала, и люди тут действительно часто матом разговаривают...). Не уехала по банальным причинам: не позволило финансовое положение, а теперь у меня двое детей и страшно начинать с нуля жизнь в незнакомом месте. Но вообще-то про переезд я все еще задумываюсь».

«Я бы хотела в Питер, – говорит Анастасия Гилева (28 лет, редактор). – Под Гатчиной есть завод, где мог бы работать мой муж. Хотя это сложно. Тут родители. Вот тетя моя живет в Питере – в коммуналке. Не хочу так. Я уже привыкла к своей квартире со своим унитазом...»

Большая рыба в маленьком озере

Но есть и те, кто уезжать не хочет. На что надеются они?

Одни просто верят в Нижний Тагил и в самих себя. Несмотря ни на что. «В Тагиле есть все для нормального карьерного роста – зачем куда-то уезжать?» – уверен Сергей Климов (18 лет, студент факультета физкультуры и спорта педколледжа №2). «Человек способен добиться исполнения желаний почти в любом месте», – убежденно заявляет Евгения Музяева (22 года, журналист).

Для других уже сложившиеся человеческие отношения важнее карьеры. Екатерина Одегова (22 года, в свободном полете) признается, что вдали от семьи и друзей ей некомфортно, и что карьера – не главное в жизни.

Третьи болеют за родной город из редкого ныне локального патриотизма. 16-летний Миша по-юношески резок: «Уезжают только придурки и дебилы! Надо поднимать свою страну и свой город!..»

Четвертых отталкивает шумная столичная жизнь, ее суматоха, дороговизна, пробки и прочие прелести большого города. 26-летняя Ольга Д., например, вообще сказала, что скорее бы уехала из Тагила жить... в деревню. А в столицу – ни за что.

Человеку из глубинки порой бывает трудно почувствовать себя своим в крупном городе, отмечает Константин Боровиков (36 лет, инженер, сотрудник банка): «Не ощущаю себя в Екатеринбурге или Москве как постоянный житель. Походить по улицам – это да, а влиться в эту суету никогда не хотелось».

«Все детство любил танки и хотел быть программистом. Теперь я программист в танковом конструкторском бюро, – говорит Александр (35 лет). – В Тагиле у меня интересная работа, хороший коллектив, большой простор для творчества. Еще – стаж, опыт и авторитет. И я, видя жизнь крупных городов, не стремлюсь уехать. В зарплате выиграешь не сильно – зато много потеряешь на съеме квартиры, коммуналке, транспорте, добирательстве до работы. Да и авторитет из конторы в контору не перенести. А так – Москва примет всех. Но надо ли?..»

Любопытно, однако, что уезжать чаще не хотят те, кто нашел работу не в собственно тагильских фирмах и учреждениях, а в местных филиалах федеральных структур либо на предприятиях, которые поддерживает государство.

Кроме того, многие участники опроса признались, что когда-то мечтали перебраться в столицу, но не получилось. А теперь уже и не вырваться никуда – семья, работа, дети, друзья. Да и страшно. Да и расхотелось...

«Лет в 13–14 мы с девчонками говорили: «Из Тагила – никуда!» – рассказывает Нелли Чудакова (44 года, кандидат филологических наук, учитель русского языка). – Эти слова я сейчас слышу от своих девятиклассников. А почти все ученики 11-х классов открыто говорят о том, чтобы поскорее свалить из «этой страны».

«Мы с тобою из Тагила – и гордимся, без сомненья»?

Хотя большинство опрошенных мною молодых людей не связывают свое будущее с Нижним Тагилом, почти все они любят родной город и даже гордятся им. Одни вспоминают историю Тагила, его достижения («самый большой в мире завод – Уральский вагоностроительный», «танк Т-34», «уникальный завод-музей»). «Урал – опорный край державы, – настаивает Александр. – Так было, есть и будет. Я горжусь историей танкостроения Тагила… Ну и еще – Хозяйка Медной горы, минералы буквально под ногами! Горный хрусталь, полевой шпат, малахит мы выкапывали руками...»

Другие говорят об удивительной красоте уральской природы – горы и леса, снега и туманы. «Я люблю Тагил, – говорит Мария. – Порой бывало за него обидно. Много слышала: и что снег у нас красный, и что в воздухе кислорода не осталось, и что каждый второй – уголовник, а каждый первый – тупой алкаш и дебошир. Бред! Загрязнений не больше, чем в любом промышленном городе, алкоголики – беда всей страны, а по уровню преступности мы, слава богу, далеко не на первом месте. Многие живут стереотипами, но нельзя же все малевать черным. Хорошего у нас предостаточно – и жаль, что не все это замечают...»

Впрочем, есть и такие, кто считает, что гордиться Тагилу нечем. Среди прочего скептики вспоминают даже о том, что рязановский Гуськов именно в Нижнем Тагиле заработал радикулит. (Хотя интеллектуалы могут возразить: неудивительно! Рязанов Нижний Тагил просто не любит.) «Чем нам гордиться? – риторически восклицает Анастасия Гилева. – Самоцветы создали не люди. Вот завод построил – молодец, гордись! Но это случилось давно. А сейчас – что? Ничего...».

«Стыдно и больно видеть грязь на улицах, – сетует Евгения Шарипова, – женщин, которые озабочены только одним – как бы протянуть до зарплаты, мужчин, которые работают в нечеловеческих условиях на заводе, – после такого только и радости, что выпить пива, посмотреть телевизор и спать... Тяжело от того, что в моем городе человека среди бела дня на улице могут ни за что ни про что избить – и прохожие будут равнодушно идти мимо...»

Город без будущего?

Даже те, кто живет в Тагиле многие годы и не собирается уезжать, сказали мало добрых слов о городе, когда речь зашла о детях. «У меня нет уверенности в том, что произойдет в Тагиле через даже две недели, – говорит Александр. – Стоит «эффективным менеджерам» закрыть УВЗ и НТМК как бесперспективные – город сдохнет сразу и сам. Зачем желать моим детям (которых у меня пока что, правда, нет) жить в мертвом городе? Гляньте на Детройт...»

Анастасия Гилева убеждена, что проблемы Нижнего Тагила – общие для всей России: «Вот пример. Когда приезжал к нам нобелевский лауреат Константин Новоселов, родом из Тагила, рассказал, что в Великобритании ему дали все: лабораторию, помощников, средства – только работай. А в России он был не нужен. А одна моя знакомая, она давно перебралась в Германию, сказала, что лишь теперь поняла, что такое жить по-человечески... Кого хаять? Все зас...ли и все своровали. Вот вуз наш единственный – Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия (НТГСПА). Лицо города. Его объявили неэффективным! Может, и закроют. Провинцию глушат – все уезжают. Кого винить? Это политика такая. В Сочи вбухивают огромные деньги, которые никогда не окупятся. А в глубинке везде проблемы. Что же мы за нация интересная такая? О человеке никто не думает! Космос, БАМ, рекорды выплавки. А как же человек?.. В Тагиле катастрофически мало зарабатывают. Что машина и жилье?! Моя мама даже велосипед себе не может купить, если не откладывать несколько месяцев. С таким доходом какая заграница? Всем нам на пенсии останется только в садах горбатиться кверху ж...й!.. Почему мы не можем просто жить по-человечески?»

Хотя о проблемах города регулярно вспоминают на разных властных уровнях. В 2011 году, например, завершилась программа поддержки моногородов. В ней участвовал и Тагил. По информации городского сервера NTGS, выделенные средства потратили на реконструкцию южного въезда (246 млн рублей), строительство новых очистных сооружений (281 млн), ремонт старого жилфонда (770 млн), запуск новых предприятий малого и среднего бизнеса (210 млн) - салонов красоты, частных детских садов и т. п. Как сообщают СМИ, в Свердловской области скоро будут приняты Стратегия инновационного развития до 2020 года и Программа по созданию и модернизации высокопроизводительных рабочих мест. С 2014 года начнет действовать программа развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности. А в нынешнем году, по информации портала TagilCity.ru, в Нижнем Тагиле появится бизнес-инкубатор…

Но пока все это – лишь планы и проекты. Реальность же – все так же мрачна и тревожна, как серо-бурое тагильское небо.

На выездном заседании правительства области 26 ноября 2012-го свердловский губернатор Евгений Куйвашев отметил, что по качеству жизни людей Тагил по-прежнему остается в аутсайдерах. По официальным данным, средняя зарплата в Тагиле на конец 2012-го выросла до 28 тысяч рублей в месяц. К сожалению, доверия к этой информации – как к «средней температуре по больнице». По собственным ощущениям – люди (особенно работники культуры, сотрудники музеев и другие бюджетники) получают в среднем в два раза меньше. Лично знаю тех, чей месячный доход строго равен нищенскому МРОТ (и даже меньше прожиточного минимума)...

...Молодежь бежит из малых городов - такова печальная тенденция. И нельзя упрекнуть этих юношей и девушек в непатриотизме или неуважении к родному краю. Ведь молодым тагильчанам нужно не так уж много, чтобы они не задумывались о переезде на вольные хлеба в столицу. Достойные зарплаты, возможность приобрести жилье, рабочие места (не только по рабочим специальностям – не всем же идти на заводы). Ни в коем случае нельзя закрывать единственный самостоятельный нижнетагильский вуз – НТГСПА, который обеспечивает учителями весь Урал. Нужно диверсифицировать городскую экономику, развивать малый бизнес, сферу услуг.

Нужно вкладываться в небольшие города – и они ответят сторицей. Люди ведь снимаются с насиженных мест далеко не от хорошей жизни...

И, конечно, каждому из нас хочется, чтобы Нижний Тагил лет через двадцать стал небольшим уютным чистым привлекательным городом. А не русским Детройтом.

Лена Климова (Нижний Тагил), литературный редактор