Posted 10 апреля 2013,, 12:29

Published 10 апреля 2013,, 12:29

Modified 31 марта, 19:47

Updated 31 марта, 19:47

Навальный не станет российским Манделой

10 апреля 2013, 12:29
Как бы власти ни решили обойтись с Алексеем Навальным, это не приведет к кардинальным переменам. Если оппозиционера посадят, реакция будет столь же несущественной для народных масс, как возмущение после процесса над Pussy Riot или принятия "закона Димы Яковлева".

Алексея Навального можно считать кем угодно - агентом Госдепа, засланным казачком Кремля или просто жаждущим славы общественным активистом. Как бы то ни было, с его помощью очертилось новое политическое поле и возникли рычаги борьбы, сильно поменявшие стилистику игры.

Однако этого недостаточно для того, чтобы остаться на свободе, а тем более - придти к власти. Навальный успел добиться многого и не сесть, потому что ему присуща интуиция политика, подсказывающая, когда нужно сделать шаг или остановиться. Он держался благодаря своим личным качествам и, как можно предположить, нежеланию властей до поры до времени провоцировать его сторонников, которые, не ровен час, могли бы взять в кольцо Кремль. Но Навальный так и не смог создать вокруг себя постоянную и сплоченную политическую силу.

Координационный совет (КС) оппозиции оказался ни на что не способен. Невозможно построить организацию по принципу «сверху вниз» без административного ресурса и огромных денег. Нельзя просто так взять и создать протопарламент, не опирающийся на более мелкие структуры.

Сопровождавшийся массой скандалов фарс вокруг КС ударил по оппозиционному движению с такой силой, что кремлевским политтехнологам оставалось лишь порадоваться прыти, с которой оппозиционеры сами себя загнали в тупик. Помимо всего прочего, создание КС отвлекло внимание электората от выборов в субъектах РФ, куда оппозиция могла направить силы, чтобы выбраться, наконец, из своей московской песочницы и начать бороться за реальную власть хотя бы на местах.

Конечно, если Навального и вправду отправят за решетку, у КС прибавится символического капитала. Но очевидно, что этого будет недостаточно для реализации каких-либо успешных политических проектов. Как свидетельствует исторический опыт, подобные организации могут превратить символический капитал в реальный, только если они институционально сильны и устоялись. Яркий пример тому - история «Африканского национального конгресса» и Нельсона Манделы. Может ли претендовать на что-либо похожее КС? Нет. С гипотетической посадкой Навального КС останется все той же безделушкой, над которой будет все так же глумиться «Первый Канал».

Тем временем уличное протестное движение будет по-прежнему реагировать выступлениями на шизофрению «взбесившегося принтера» и махинации исполнительной власти, припоминая по случаю и Навального (если он к тому времени окажется в тюрьме). С учетом того, что слова «адекватность» и «Государственная дума» в одном предложении скоро уже станут оксюмороном, количество «несогласных» может даже увеличиться. Только вот фактор Навального тут мало что добавит.

Да, «Роспил», возможно, продолжит работать. Но поскольку эта и другие организации созданы не для реальной борьбы за власть, а, так сказать, «для создания настроения», они не помогут политзаключенным выбраться из тюрьмы (как не помогли до сих пор) и не превратятся в партию как АНК Манделы.

Одним словом, арест Навального не изменит политическое поле кардинально. Реакция на его возможную посадку будет столь же несущественной для народных масс, как оппозиционное возмущение после процесса над Pussy Riot или принятия "закона Димы Яковлева".

Да, имя Навального в этом случае станет нарицательным (как это было с Ходорковским), и сам он, возможно, выйдет из тюрьмы не забытым. Можно предположить, что если его посадят на короткий срок, то вся агитационная машина сможет отработать по полной программе, сделав из Навального узника совести. Поэтому сажать придется надолго. Да и к тому же, если "влепить двушечку", он выйдет на свободу примерно в одно время с Ходорковским – такой бинарный эффект Кремлю вряд ли окажется по душе.

Остается, правда, еще сценарий с условным сроком, после которого Навальный не сможет баллотироваться и занимать государственные должности. Однако отогнать его от постов можно в разы проще. Да и как будет выглядеть Бастрыкин после своего обвинительного спектакля на заседании коллегии Следственного комитета, если Навальный не сядет?

А что до общественного большинства… Ясно, что люди не вцепятся в глотку «коллективному Путину» за Навального. За репрессированного кандидата в президенты – еще могли бы. А за посаженного блогера – нет. Навальный это понял, только поздно. Видимо, хотел выдержать паузу со своими амбициями на власть до следующих выборов, но просчитался.

Иван Грек, студент СПбГУ