Posted 13 сентября 2013,, 20:09

Published 13 сентября 2013,, 20:09

Modified 31 марта, 17:18

Updated 31 марта, 17:18

Жестокая фотолетопись мира

13 сентября 2013, 20:09
Выставка World press photo - это история деградации человечества в картинках. Все чаще успех фотоработам обеспечивают слезы, кровь и смерть. Созерцание чужой трагедии становится своего рода аттракционом.

Путешествующая по 45 странам мира выставка самой престижной премии World press photo покидает Санкт-Петербург. На ней были представлены фотографии, победившие или удостоившиеся призов в нескольких номинациях конкурса: новости, события, проблемы современности, спортивные выступления, повседневная жизнь, документальный портрет, постановочный портрет, природа.

Традиционно все работы WPPh имеют остросоциальный характер, хотя для большинства номинаций регламент конкурса никоим образом не ограничивает участников в выборе тем. Но, как правило, в отмеченных жюри работах содержится определенная «порция жести».

Доминик Нагр (Швейцария) – 3 место (События). Тело мертвого солдата армии Судан плавает в разливе нефти у поврежденного нефтепровода в городе Хеглиге, где шли бои между вооруженными силами Республики Судан и Народной армией освобождения Судана.

Лучшим документальным портретом в этом году стала фотография четырехлетнего сербского мальчика, родители которого, столкнувшись в разгар экономического кризиса с непреодолимыми финансовыми трудностями, совершили самоубийство. Черно-белый цвет, неопределенный фон и размытое лицо мальчика, на котором резко выделяется глаз, оставляют ощущение гнетущего одиночества…

Неманьян Панчич (Сербия), 1 место (Документальный портрет)

Вообще, «детская» тема на конкурсе представлена довольно широко. Причем, в отличие от сербского фотографа, многие авторы бьют зрителя «в лоб». Один из самых «убойных» снимков – фото раненого ребенка в городе Алеппо, что на севере Сирии.

Себастьяно Томада (Италия/ США) – 2 место (События). Раненый ребенок в ожидании медицинской помощи в одной из немногих уцелевших больниц в городе Алеппо, расположенном на севере Сирии.

Обладатель Гран-при этого года Пол Хансен заснял траурную процессию в Газе, отправляющуюся хоронить двух детей. Один из членов жюри WPPh признался, что вряд ли когда-то забудет это фото. Тут не поспоришь. Вот только запоминать его, как и большинство других работ, желания нет…

Пол Хансен (Швеция) – Лучшая фотография года

Запрет на ретуширование (за исключением цветового) - незыблемое положение конкурса. Из-за него вокруг премии неоднократно разгорались скандалы. Например, в 2010-м был дисквалифицирован украинский фотограф Степан Рудик, а в нынешнем году в неправомерном использовании фоторедакторов был обвинен и Пол Хансен (впрочем ему удалось доказать свою невиновность). Таким образом организаторы пытаются добиться максимальной реалистичности произведений. И это делает WPPh конкурсом мастерства не только фотографа, но и журналиста, обязанного сообщать обществу достоверную информацию о тех или иных событиях.

Однако вместо «голой правды» зритель зачастую сталкивается с манипуляцией — как правило, фотоснимок действительно отображает некий факт, но при этом настраивает нас на эмоцию, заложенную в него автором.

Ибрагим Норузи (Иран) – 1 место (Документальный портрет) – 29-летняя Сомаех Мехри и трехлетняя Рана Афганипур – мама и дочка, они живут в Баме на юге Ирана. Амир, муж Сомаех, облил их кислотой.

Фотоаппарат в умелых руках способен ужасное сделать прекрасным, «черное» – «белым», и наоборот. Поэтому WPPh, позиционирующий себя в качестве конкурса «визуальной журналистики», на мой взгляд, не совсем беспристрастен.

Тематически выставка сильно напоминает типичный новостной блок. В топе - репортажи с мест аварий/катастроф/стихийных бедствий, рассказы о последних спортивных достижениях и новых научных открытиях... По сути, все то, что мы ежедневно видим на экранах телевизоров или компьютеров. Но на фото общечеловеческая трагедия приобретает личностный оттенок, из всего многообразия лиц камера выхватывает лишь отдельные образы.

Один из примеров - снимок плачущей Аиды, получившей тяжелые ранения и потерявшей мужа и детей в результате бомбардировки сирийской армией ее дома в городе Идлиб.

Паоло Патрици (Италия) – 2 место (Повседневная жизнь)

Если проследить за эволюцией конкурсных работ, начиная 1950-х годов, можно заметить, как ощутимо возрос градус откровенности. Так, в 1956-м победителем стал снимок, на котором была запечатлена трогательная встреча немецкого заключенного Второй Мировой войны со своей дочерью. А в 1984-м фаворитом премии оказалась ужасающая фотография ребенка, погибшего в результате утечки ядовитого газа. Планы снимков становятся все крупнее, а цвета - ярче. Соответственно, усиливается и воздействие на публику. Выставленные по хронологии победители World press photo - своего рода история в картинках. История основных событий и одновременно - деградации человечества: чем дальше, тем чаще успех фотоработам обеспечивают слезы, кровь и смерть...

Алессио Роменци (Италия) – 1 место (События). Столкновения правительственных войск , выступающих в поддержку президента Башара Асада, с оппозиционерами – Сирийской свободной армией и другими повстанческими группировками.

Глядя на этот фоторяд, невольно задаешься и еще одним вопросом – о границах вмешательства человека с фотокамерой в частную жизнь. Не кощунственно ли снимать людей в момент переживания ими трагедий?..

Эмилио Моренатти (Испания) – 3 место (Проблемы современности). 39-летняя Мирейя Арио за разбитой витриной своего магазина, который штурмовали демонстранты во время столкновений с полицией при проведении всеобщей забастовки в Барселоне 29 марта.

Фотографы, предлагающие работы на конкурс, стараются акцентировать внимание на самых острых сюжетах. Фотовыставка WPPh этого года, например, затрагивает проблемы проституции в Италии, однополых браков во Вьетнаме, болезни Альцгеймера и др. Однако, на мой взгляд, зачастую благие цели премии нивелируются излишней жесткостью отдельных работ. Получается, что созерцание чьей-то трагедии становится своего рода аттракционом. И в итоге попытка превратить отображение мрачной действительности в искусство порой кажется надругательством. Возможно, WPPh - это тот самый случай, когда небольшая этическая самоцензура, ограждающая от «художественной чернухи», вреда бы не принесла …

Анна Тючкалова, студентка СПбГУ