Posted 23 октября 2013,, 14:49

Published 23 октября 2013,, 14:49

Modified 31 марта, 16:41

Updated 31 марта, 16:41

Империя против человека

23 октября 2013, 14:49
На мой взгляд, любая официальная идеология ограничивает свободу личности. И потому обсуждение в высших органах госвласти предложений по укреплению «имперского духа» принесет обществу скорее вред, чем пользу.

Кинорежиссер Никита Михалков выступил в Совете Федерации по поводу проведения Года культуры и призвал возродить в России официальную идеологию. «Мне кажется, - заявил мэтр, - что то истребленное слово, которого мы боимся – «идеология», – это основа большой страны. Почему идеология должна быть только коммунистическая? Идеология – это ориентиры. Если мы для себя не определим, что такое идеология нашей культуры, нашей нравственности, нам ничто не поможет. Мы обязаны к этому отнестись как к национальной безопасности. Мы должны начинать заниматься формированием представления народа – как ему жить дальше и куда двигаться».

Хоть Михалков и открестился от коммунизма, у меня сразу возникла ассоциация с СССР, с его имперскими претензиями, то есть с откатом в прошлое. Вопрос – кому это нужно?

Сейчас национальный капитал создают тридцатилетние, которые двадцать лет прожили без Союза. Это люди, чье мышление сформировано на изломе эпохи. Они тесно связаны с внешним миром и интегрированы в глобальные процессы. Зачем им наращивать квасной патриотизм, в который, скорее всего, врастет идеология, призванная стать «оплотом национальной безопасности»? Идея «особого пути России», легко угадывающаяся в михалковском призыве, выглядит архаичной. «Русский дух» и прочие кондовые идеологемы, думаю, способны не столько сплотить современное российское общество, сколько разобщить его и создать новые проблемы, не решив старых.

Или вот заместитель председателя комитета ГД РФ по культуре, кинорежиссер Владимир Бортко, выступая в программе «Политика», также посвященной «идеологической» теме (в связи с межнациональными конфликтами в Бирюлево), высказал мысль, что культура - лишь «производная от экономики и политики». Кроме того, он заявил о необходимости поддержки русского народа, который «брошен».

Что режиссер имел в виду, говоря о культуре как «производной от экономики и политики»? Могу лишь предположить, что подразумевалось следующее: России экономически выгодно вливание в нее новых (или, как минимум, удержание старых) ресурсов – народов и территорий. Для интеграции недостаточно экономических связей, межбюджетных трансфертов. «Важнейшим из всех инструментов» должна стать идеология, предписывающая «кремлепослушное», лояльное империи поведение.

Еще один участник обсуждения, директор центра геополитических экспертиз Валерий Коровин пояснил весьма красноречиво: «Только империя может создать полиэтночное, многоконфессиональное, поликультурное общество, потому как империя есть стратегическое пространство культур, этносов и цивилизаций». Логика, на мой взгляд, какая-то мутноватая, но тезис вполне прозрачен: «Империя – наше все!».

А вот мнение публициста Александра Проханова, выступившего в той же программе: «В идеологии русского сознания есть две константы. Первая: история России – это история сменяющихся империй. Будущее российского государства - имперское государство, которое будет регулировать межнациональные отношения». Проханов подверг критике «либеральную идеологию», в центре которой «стоит человек, а не государство».

Прекрасно известно, что далеко не любые сказанные кем-то слова транслируются на федеральных каналах – стало быть, позиция Проханова и прочих имперцев в той или иной степени отвечает интересам Кремля. Но почему так настойчиво продвигается именно идея империи, в которой всегда есть «народ-хозяин», он же - «старший брат», и «младшие братья» - «инородцы»? Почему Кремль не делает ставку, например, на полиэтничное свободно интегрированное сообщество, фундамент которого – равноправные гражданские отношения всех, независимо от национальности, расы, веры, убеждений и т.д.?

Почему вообще «патриотически настроенные» деятели культуры под видом «национальной идеи» решили предложить обществу некий практический инструмент эксплуатации человеческих ресурсов на благо империи?

Вообще, на мой взгляд, любая официальная идеология или «национальная идея» противоречит идее свободы личности. И потому обсуждение в высших органах госвласти предложений по укреплению «имперского духа» принесет обществу скорее вред, чем пользу.

Валерия Котельникова, студентка СПбГУ