Posted 1 ноября 2013,, 12:39

Published 1 ноября 2013,, 12:39

Modified 31 марта, 16:33

Updated 31 марта, 16:33

Все мы – потенциальные бомжи

1 ноября 2013, 12:39
«Квартирный вопрос» давно испортил нас всех. А люди, которые оказались на улице — просто самое «слабое звено» в этой человеконенавистнической цепи. Поэтому не надо думать, что бездомные сами во всем виноваты.

В Петербурге 2 ноября пройдет музыкальный фестиваль «НочлежкаFest», который устраивает благотворительная организация «Ночлежка». Средства, полученные от продажи билетов на выступления петербургских рок-звезд, пойдут на помощь бездомным.

Инициатор первого такого концерта, который состоялся в 2007 году, - Борис Гребенщиков. Сегодня «Ночлежке» помогают и другие известные рокеры, в том числе Юрий Шевчук. Но, конечно, поддержка со стороны культуртрегеров вряд ли сможет восполнить недостаток государственного участия.

«Вся проблема упирается в законодательство и доступность жилья, - говорит координатор проекта «Ночлежка» Виктория Рыжкова. - Очень важно, чтобы было доступно социальное жилье, которое можно было бы снимать за приемлемые деньги. Часто люди становятся бездомными из-за семейных проблем, неурядиц. Любая ссора — родителей с детьми, мужа с женой — может привести к тому, что человек окажется на улице. Бывают ситуации, когда у нас живут люди, у которых есть дети. Они могут поддерживать отношения, могут помогать деньгами, но к себе при этом родителей не забирают. Еще больший процент бездомных — это люди, лишившиеся служебного жилья, бывшие военные».

Существует миф, что бездомные сами виноваты в том, что оказались на улице, и уж тем более — в том, что не смогли потом вернуться к нормальной жизни. «Со мной никогда такого не случится, - заявил мне мне очередной собеседник, с которым я обсуждала проблему. - А если случится, то я выберусь, конечно же, потому что я - сильный человек». Но ведь дело - не только в силе духа. Часто всему виной оказывается просто стечение обстоятельств - украли вещи, потерял документы... Если это случилось в чужом городе, куда человек приехал, к примеру, на заработки — у него есть большой шанс остаться на улице на неопределенное время. Особенно, если в этом городе нет никаких знакомых. Не каждый готов стоять с протянутой рукой или просить прохожих помочь собрать деньги на билет. Тем более, что все уже сколько таких «собирающих на билет домой» видели...

«В 1992 году начался развал Советского Союза, и я выехал из Киргизии, - рассказывает житель приюта Валерий. - Русских оттуда погнали всех. Выехал в Россию. Думал заработать, купить дом. В Якутию поехал. И как раз этот переход к рынку, инфляция... У меня был паспорт СССР старого образца. Потом я потерял и паспорт, и военный билет. И сейчас вот восстанавливаю — уже сколько тянется это все — документы. А у меня нет гражданства, я человек без гражданства вообще...».

Некоторые становятся жертвами махинаций с жильем. Часто это люди, не имеющие высшего образования, «не подкованные» в юридических вопросах, пожилые. Словом, те, кто может поставить подпись на бумагах, доверяя человеку, который об этом просит. Много среди бездомных и тех, кто рос в детдомах. По статистике организации «Петербургские родители», только 10% выпускников детдомов адаптируются к нормальной жизни - остальные попадают в тюрьму или на улицу, совершают суицид. И, если предположить, что бездомные «сами виноваты» в своем положении, то, вероятно, детдомовцы «виноваты» в том, что вообще родились на свет...

В Петербурге, по разным данным, от 20 до 70 тысяч бездомных. Каждый год на улицах нашего города умирает 4 тысячи человек. Приют «Ночлежки» рассчитан на 52 места — и это самый большой приют в городе! Сотрудники организации помогают людям восстановить документы, устроиться на работу, получить место в интернате, пенсию — в общем, вернуться к нормальной жизни. В прошлом году приют выпустил 220 человек — к сожалению, проследить за их дальнейшей судьбой возможности нет.

В «Ночлежку» человек может обратиться вне зависимости от того, где он зарегистрирован сейчас или был зарегистрирован когда-то. В госучреждениях ситуация иная: придя в государственный «Дом ночного пребывания», бездомный должен доказать, что его последняя постоянная регистрация была в Санкт-Петербурге. То есть человек, который прожил всю жизнь в Самаре и проработал без регистрации в Петербурге несколько лет, оказавшись на улице, не может воспользоваться этими программами помощи. Также бездомный не может рассчитывать на госпомощь, если он вдруг оказался «выписан» - например, ушел в армию или побывал в тюрьме.

«Отсидел, освободился. Приехал — с женой развелись. И с этого момента, с 1994 года, я на улице. По сей день. То есть сейчас я уже третий год здесь, а до этого все время на улице, - рассказывает житель приюта Виктор. - Я был прописан у себя, меня выписали, когда посадили. Это сейчас вышел закон, что по освобождении прописывают по старому месту жительства, автоматически. А раньше, если те, кто проживает в квартире, против — все, иди гуляй! Я три инсульта получил, вторая группа инвалидности. Практически не хожу - на коляске езжу. А, как говорится, уроды никому не нужны...».

Люди, которые не имеют прав на жилье и регистрации, могут в любой момент оказаться на улице - например, если останутся без работы или заболеют. В «Ночлежке» таких людей называют «юридически бездомными». От этой ситуации к положению уличного бродяги — полшага. «У нас есть Конституция, и есть очень много нормативных актов, в том числе региональных, которые противоречат Конституции. Например, право на свободное передвижение по территории Российской Федерации ограничивается регистрационной системой. То есть, ты приехал в город — ты обязан зарегистрироваться. Если ты не зарегистрировался — ты не можешь в этом городе устроиться официально на работу. Хотя, например, нигде в законах не прописано требование регистрации, почему ее требуют — непонятно. Чтобы решить эту проблему, нужно, как минимум, изменить систему регистрации, сделать ее не обязательной, а уведомительной. Мне кажется, что при таких условиях проблема бездомности была бы решена хотя бы частично, потому что у большинства людей появилось бы больше возможностей выжить», - говорит Виктория Рыжкова.

Проще всего не задумываться о проблеме бездомности или, как водится, винить жертву в том, что с ней происходит. Куда сложнее понять, что эта проблема, как и многие другие — наше общее дело. Легко отмахнуться от какого-нибудь пьянчуги у метро, сложнее — от своего знакомого, с которым случилось несчастье. А несчастье действительно может случиться с каждым. И далеко не всегда бездомные – это «безнадежные алкоголики», как многим, наверное, хотелось бы думать. Каждый житель России — потенциально бездомный, ведь мало у кого есть баснословные деньги для покупки квартиры. Хорошо, когда есть родственники, готовые, если что, приютить. А если их нет? «Квартирный вопрос» давно испортил нас всех, а люди, которые оказались на улице — просто самое «слабое звено» в этой человеконенавистнической цепи...

Анна Пруцкова, бакалавр РГПУ им. А.И. Герцена