Posted 5 февраля 2014,, 19:00

Published 5 февраля 2014,, 19:00

Modified 31 марта, 15:09

Updated 31 марта, 15:09

Шекспир в кино

5 февраля 2014, 19:00
В спектакле «Макбет» удалось воспроизвести и битвы под проливным дождем, и зловещий ведьмовской ковен, и сцену жестокого убийства во дворце шотландского тана. Постановка достойна шекспировского масштаба.

В этом году исполняется 450 лет со дня рождения Уильяма Шекспира. В честь юбилея в петербургском кинотеатре "Аврора" показывают экранизированные постановки самых популярных пьес писателя.

Подобные идеи не новы для кинотеатра, которому, кстати, совсем недавно исполнилось 100 лет. В позапрошлом и прошлом годах здесь демонстрировались записи культовых опер – «Отелло», «Свадьба Фигаро», «Риголетто», «Кармен», «Аида» и многих других... В 2012-13 годах на большом экране показали оперы, в которых главные партии исполнили Анна Нетребко, Роландо Вильяс, Пласидо Доминго.

Сейчас в программе шекспировского театрального фестиваля — показ работ таких знаменитых актеров, как Кеннет Брана, Том Хиддлстон, Адриан Лестер, Рори Киннир, Дэвид Теннант, Алекс Кингстон, Бенедикт Камбербэтч, Марк Гэтисс и многих других. Российскому зрителю они известны, прежде всего, по популярным фильмам и телесериалам, таким как «Тор», «Шерлок», «Доктор Кто» и «Виртуозы». Но примечательны не только «звезды», весьма оригинальны и сами постановки.

Опера "Аида", ставшая частью оперного фестиваля в Брегенце (Австрия), была дана на плавучей сцене посреди Констанцкого озера, а «Риголетто» с участием Пласидо Доминго снимался под открытым небом Мантуе, где по задумке Джузеппе Верди и происходило действие оперы.

В спектакле «Макбет» Кеннета Браны удалось воспроизвести и битвы под проливным дождем, и зловещий ведьмовской ковен, и сцену жестокого убийства во дворце шотландского тана. Постановка Королевского национального театра показалась мне вполне достойной шекспировского масштаба в раскрытии многомерности и фатальной конфликтности человеческих страстей. Однако все это можно увидеть и в многочисленных киноэкранизациях пьесы, в которых главные роли сыграли такие знаменитые актеры, как Орсон Уэллс, Шон Коннери, сэр Иэн Маккеллен и сэр Патрик Стюарт.

Так есть ли что-то особенное в театральной постановке? Чем театр, пусть даже показанный на киноэкране, так захватывает? Думаю, всё дело в том, что хотя кино и выросло из театра, но, начиная с Орсона Уэллса (с его поворотного для всего мирового кино фильма «Гражданин Кейн»), пошло своим путем. Театр же остался хранителем прекрасных традиций, восходящих еще к античной Греции.

На сцене по-прежнему властвуют не спецэффекты и работа операторов, а игра актеров, где от мельчайших их ошибок сразу же рассыпается образ. Неудавшуюся сцену нельзя переснять, а процесс смонтировать, спецэффекты также весьма ограничены.

Я люблю кино, но театр для меня – это место, где ты как бы присутствуешь непосредственно при событиях, где ты видишь всю сцену, всё происходящее, и твое зрение не ограничено объективом камеры. Такого эффекта не добьешься ни одной 3D технологией. Именно театр воссоздает жизнь как «идеальный тип», а не конструирует иную, виртуальную реальность, как это делает патентованная «фабрика грёз». И фраза Шекспира по-прежнему жива: «Весь мир – театр. И все мужчины и женщины – просто актеры». И потому не стоит забывать о том, кто мы, и зачем надо смотреть именно театральные постановки…

Иван Травин, студент СПбГУ