Posted 25 марта 2014,, 12:35

Published 25 марта 2014,, 12:35

Modified 31 марта, 14:24

Updated 31 марта, 14:24

Массовый эпатаж

25 марта 2014, 12:35
Первое, что видишь, — кровать. На белую простыню проецируется фильм. Рядом – пепельница и бутылка виски, на полу – женская туфля. Вот он поп-арт во всей концептуальной полноте. Такая выставка сейчас работает в Петербурге.

И все же не единой «крымской» новостной лентой жив современный петербуржец. На днях мне бросилась в глаза яркая афиша - выставка «Поп-арт форум» в Перинных рядах в Петербурге.

На выставке в Перинных рядах представлены полотна таких икон поп-арта, как Рой Лихтенштейн, Аллен Джоунс, Ричард Райан, Кит Харинг, Роберт Раушенберг и, конечно же, Энди Уорхол. Есть работы и нескольких современных авторов: стрит-арт художника Бэнкси и группы художников Prefab77. Всего - около 80 работ. Все полотна свезли в Петербург из частных коллекций. Когда двери лифта открываются на втором этаже галереи, первое, что видишь, — кровать. Она застелена белой простыней, на которую проецируются отрывки из какого-то фильма. Рядом – переполненная пепельница и бутылка виски со стаканом, стоящие на коробках Brillo. На полу – одна женская туфля, а на спинке кровати – потертые джинсы, запачканные краской. Вот он поп-арт во всей его концептуальной полноте.

В качестве фона звучит музыка The Beatles, Rolling Stones, Элвиса Прэсли, Nirvana. Здесь выставлены работы Роберта Раушенберга; одна из самых известных – шелкография «Из кресла власти». Вообще, художник использовал разные техники: от коллажа и ассамбляжа до шелкографии. «Я хочу, чтобы изображение предмета соответствовало его содержанию, - говорил он. - И, на мой взгляд, картина больше похожа на реальный мир, когда она сделана из объектов этого мира».

Картины чередуются с информационными стендами и стойками с листовками - непросвещенный посетитель может тут же ознакомиться с историей поп-арта и биографиями художников. Если кратко, то это искусство поднимает проблему массового потребления и черпает вдохновение в обыденных вещах. «Кока-кола превращается в тотем демократии, потому что ее пьют и президент в Белом доме, и бомж на улице», - гласит информационный стенд. И тут же рядом на полотнах - телефоны, гамбургеры и комиксы.

Поп-арт – своеобразный гимн «уравниловке», при которой все теряет индивидуальность. Уорхол говорил: «Я хочу быть машиной. А еще я хочу, чтобы все мыслили одинаково». При этом, правда, сам красил волосы в серебристый цвет и одевался довольно эпатажно.

Для многих поп-артовцев основными темами являются секс и еда. «Фантазии на тему секса и еды – двух бесспорно лучших удовольствий из всех существующих – беспроигрышный вариант», - поясняется в информационной листовке. Так, например, для лондонского художника Аллена Джоунса основная тема живописи – «стандартизированный женский образ», сформированный масс-медиа и превращающий женщину в предмет потребления. Одна из ярких работ автора - «Девушка, стоящая на коленях».

В жанре ню работал и американский художник Том Вассельман. Полотно «Великая американская обнаженная» символизирует штампованность массового образа женщины. Художник даже не изобразил черты лица девушки. Зато на переднем плане разместил мороженое и коктейли. Мелу Рамосу также удалось объединить две хорошо продаваемые вещи: секс и еду. Его работы – это всегда обнаженные красотки, рекламирующие какой-то товар: от жвачки до «Кока-Колы». Картина «Пончики», например, аппетитна во всех отношениях — на ней изображена сексуальная блондинка, лежащая в этом угощении.

Ну а тем, кто равнодушен к таким «порокам», как любострастие и чревоугодие, возможно, понравятся работы Роя Лихтенштейна, получившего известность благодаря использованию сюжетов комиксов о супергероях. Полотно «М-может быть» (рисунок девушки) хорошо известно каждому, кто хоть немного увлекается современным искусством.

Фото Анастасии Шпынёвой

Еще один эпатажный художник, чьи работы представлены на выставке, - Ричард Райан. В Перинных рядах можно увидеть серии его картин «Манхэттен» и «Лондон». Яркие телефонные будки, красные автобусы, британский флаг, Бродвей... И все это на сером фоне мегаполиса.

Ну, и конечно, жемчужина экспозиции – работы Энди Уорхола. Знаменитые банки супа «Кэмпбелл», Мэрилин, обложка пластинки Rolling Stones, портрет Мика Джаггера – все это можно сегодня собственными глазами увидеть в Перинных рядах.

Можно подумать, что поп-арт остался далеко в 50-60-х годах прошлого века. Но нет - сейчас поп-арт обрел второе дыхание в лице лондонского художника-граффитиста Бэнкси и группы Prefab77. Правда, ныне тематика материального потребления сменилась политической и социальной. Поп-арт – яркий пример искусства, изначально задумывавшегося как эпатаж. При этом большинство современных зрителей видят в нем настоящую красоту и изюминку. В целом, выставка в Петербурге получилась правильной - яркой, динамичной и дерзкой. Ведь именно так мы и представляем этот вызывающий и до сих пор актуальный жанр искусства.

Анастасия Шпынёва, студентка СПбГУ