Posted 14 июля 2014,, 07:15

Published 14 июля 2014,, 07:15

Modified 31 марта, 12:37

Updated 31 марта, 12:37

"За эконарушения нужно жестче наказывать рублем"

14 июля 2014, 07:15
Калининградская природа страдает от неэкологичных методов хозяйствования, однако за это компаниям редко выписывают крупные штрафы. О проблемах региона рассказал глава местного отделения "Зеленого фронта" Олег Иванов.

Единственное, странная ситуация у нас складывается с Россельхознадзором. Одно из основных направлений нашей деятельности – это экология сельского хозяйства. Нам часто приходится сталкиваться с вопросами ветеринарии, земельного надзора, и нередко на свои обращения мы получаем очень странные отписки, странные требования предоставить сведения о юридическом лице, которым было допущено нарушение. Для нас это непонятно, потому что само ведомство работу по поиску этих юридических лиц не ведет. А мы этим не обязаны заниматься, это задача надзорного органа. Поэтому сейчас мы готовим все эти отказные материалы, чтобы направить их в прокуратуру. Таким действиям Россельхознадзора должна быть дана соответствующая правовая оценка.

Есть еще региональный надзорный орган, служба по экологическому контролю и надзору. Там периодически возникают какие-то вопросы, недопонимание, но в целом это тот орган, с которым мы работаем плотнее всего. У нас много совместных выездов, служба часто привлекает нас к проверкам, мероприятиям, мы находимся в постоянном диалоге. И пусть диалог не всегда носит спокойный и дружелюбный характер, но, тем не менее, эффективность взаимодействия с этим органом региональной власти находится на высоком уровне.

– Экологи часто говорят о том, что небольшие размеры штрафов за ущерб природе зачастую приводят к тому, что бизнесу выгоднее выплачивать их вместо того, чтобы прекращать наносить вред. Существуют ли подобные прецеденты в Калининградской области?

– Я думаю, это проблема не столько действующего законодательства, сколько вопросов его применения. Обычно в каждой статье Административного кодекса расписаны пределы ответственности, и эти пределы четко разграничены: физическое лицо, юридическое лицо или же должностное лицо. Как правило, штрафы для юридических лиц высокие, это могут быть сотни тысяч, а в некоторых случаях и миллионы рублей. Но что касается правоприменения, довольно редко применяется мера ответственности юридических лиц. Почему, не совсем понятно. Возможно, инспекторы, проводящие проверки, относятся к нарушителям с некоторым снисхождением. Я считаю, что применение норм в отношении юридических лиц справедливо и заставит их задуматься о последствиях своей деятельности. Но, еще раз подчеркну, это проблема правоприменения.

– Вы остро ставите вопрос о варварских методах землепользования в регионе и, в частности, о применении высокотоксичных удобрений. Насколько это распространенная проблема и удается ли привлечь внимание к ней со стороны надзорных ведомств?

– Проблема для Калининградской области очень актуальна. В последние несколько лет активно развивается сельское хозяйство, в оборот вводятся некогда заброшенные площади сельхозугодий. И, безусловно, при проведении сельхозработ не обходится без агрохимикатов. Причем если речь идет об использовании органических удобрений, там тоже достаточно нарушений. И даже в тех случаях, когда используются нормативные агрохимикаты, может быть либо не соблюдена технология, либо нарушен порядок оповещения населения, что приводит к отравлениям у людей и гибели домашних животных, пчел.

Эта проблема актуальна для целого ряда районов Калининградской области. Например, зимой в Нестеровском районе мы столкнулись с ситуацией, когда крупное агропредприятие периодически занимается складированием навоза крупного рогатого скота на землях сельхозназначения. Результаты проверки нас поразили. Всем понятно, что только крупное агропредприятие может вырабатывать отходы в таких объемах, однако, как было установлено, земельные участки в нескольких случаях по нашим обращениям принадлежат физическому лицу. Целый поселок в течение месяца задыхался от запаха навоза, вода в колодцах пожелтела и, по заключению специалистов Роспотребнадзора, не соответствовала требованиям, предъявляемым к питьевой воде. Гражданин, который владеет земельным участком, заплатил всего тысячу рублей штрафа. Мы считаем, что это абсолютно несоразмерно, и, конечно, необходимо было искать связь этих отходов с юридическим лицом и привлекать к ответственности именно юридическое лицо.

Нельзя не сказать и о недропользовании. В регионе по-прежнему существует проблема нелегальной добычи янтаря, а также общераспространенных полезных ископаемых, таких как песок, песчано-гравийная пыль. Здесь была активизирована работа регионального правительства, надзорных, правоохранительных органов, но пока, к сожалению, полностью искоренить это явление не удалось. Буквально две недели назад мы с сотрудниками службы экологического контроля и надзора выезжали в Славский район, где в очередной раз наблюдали разросшиеся котлованы на землях сельхозугодий. Конечно, после этого восстановить эти земельные участки и использовать их по назначению невозможно.

– Ученые недавно сообщили, что Балтийское море задыхается от недостатка кислорода, и в качестве основных причин называют попадание в воду удобрений и сельскохозяйственных химикатов. Можно ли сказать, что отчасти ответственность за это несет и Калининградская область? Каково в целом состояние прибрежных вод в регионе?

– Действительно, одна из проблем загрязнения Балтики связана с попаданием азота и фосфора в водные объекты и в дальнейшем в Балтийское море. Собственно, эти вещества считаются основными загрязнителями моря. Они попадают в реки с сельхозугодий как на территории Польши и Литвы, так и Калининградской области. Недавний случай бурного развития сине-зеленых водорослей в Куршском заливе мы связываем в том числе и с сельскохозяйственными стоками. Это произошло со стороны Славского района, где как раз бурно развивается сельское хозяйство.

– Уровень загрязнения воздуха в Калининградской области в 2011-2013 годах был по меньшей мере в 1,5 раза выше, чем в среднем по России. Можете ли вы назвать главные источники загрязнения?

– По всем исследованиям, которые проводились и надзорными органами, и независимыми организациями, установлено, что основной источник загрязнения атмосферного воздуха – это, как ни странно, автомобильный транспорт. Автомобильного транспорта у нас много, в том числе старого, контроль над уровнем выбросов, в частности, СО2, ни ГИБДД, ни другие органы практически не ведут. На наш взгляд, необходимо вводить экологическую классификацию, которая существует в Европе. В Москве, например, с сентября оставляют на улицах только общественный транспорт, соответствующий экологическому стандарту Евро-4. Поэтому региональным властям следует продумать эту ситуацию.

Но помимо основного вклада в загрязнение атмосферного воздуха есть вклад побочный. Это выбросы предприятий. Было несколько случаев, когда выявлялись достаточно серьезные нарушения. Например, в поселке Прибрежном служба по экологическому контролю и надзору санкционировала административную приостановку деятельности предприятия по плавке цветных металлов «Браво БВР», чтобы были установлены соответствующие фильтры. После установки фильтров контрольные замеры показали, что количество вредных выбросов сократилось в разы.

Мы сейчас ведем совместную работу с жителями нескольких населенных пунктов Светловского городского округа по поводу выбросов в атмосферу предприятия «Содружество-Соя». Несмотря на то, что в рамках внутреннего производственного контроля предприятие не фиксировало превышение выбросов вредных веществ, люди продолжают жаловаться на неприятные запахи, на ухудшение самочувствия. Конечно, мы здесь видим ведущую роль прокуратуры, которая сейчас проводит проверку.

Беседовал Владимир Чичинов