Posted 31 июля 2014,, 15:10

Published 31 июля 2014,, 15:10

Modified 31 марта, 12:19

Updated 31 марта, 12:19

Ответные санкции нашли в капусте

31 июля 2014, 15:10
Запрет на импорт фруктов и овощей из Польши больно ударит по калининградскому рынку, существующему в условиях эксклава. Еще больше проблем возникнет при реализации угрозы запрета на импорт из ЕС, предупреждают эксперты.

Вслед за запретом на ввоз ряда товаров из Украины Россия ввела барьеры на импорт фруктов и овощей из Польши. Формально поводом к запретительным мерам надзорные ведомства называют претензии к качеству товаров или их сертификации. Однако ни для кого не секрет, что это политический ответ на санкции Запада. Между тем последствия будут самые что ни на есть экономические.

Овощные, фруктовые и рыбные консервы, а теперь еще и соки с Украины запретил ввозить Роспотребнадзор. Он предъявляет претензии из-за несоответствия по массе основного продукта, содержанию компонентов, энергетической ценности, а также по маркировке.

А Россельхознадзор исполнил, наконец, то, чем с некоторых пор стращал польского сельхозпроизводителя. Весной ведомство грозилось прикрыть импорт фруктов и овощей по причине высокого фитосанитарного риска – в тамошних сельхозпродуктах обнаружилось превышение предельно допустимых уровней остаточного содержания пестицидов и нитратов. Теперь к претензиям российского надзорного ведомства добавились «неоднократные нарушения сертификации и выявление карантинных объектов». К последним отнесены два опасных сельхозвредителя – западный калифорнийский (цветочный) трипс и восточная плодожорка.

Запрет касается практически всех видов овощей и фруктов, в списке яблоки, груши, айва, вишня, черешня, капуста (кочанная, цветная, кольраби, листовая и т.д.), а также персики, нектарины, сливы и терн.

На российской экономике запрет ввоза овощей и фруктов из Польши скажется негативно, полагает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Он напомнил, что в условиях рыночной экономики снижение предложения приводит к росту цен: предложение овощей и фруктов будет меньше, а спрос останется на прежнем уровне. Это естественное следствие такого рода ограничительных мер, подчеркнул эксперт.

«Причем очевидно, что тут политики все-таки больше, чем экономики. У нас Россельхознадзор давно уже превратился в такое оружие при решении геополитических проблем. Вот в очередной раз мы его использовали», – констатировал Николаев.

Долю польских овощей и фруктов на рынке Калининградской области чиновники и участники рынка оценивают по-разному, от 20 до 70%. По данным регионального министерства сельского хозяйства, собственное производство этой продукции во всех хозяйствах области в прошлом году составило 23 тыс. 600 тонн, то есть немногим более 31% от потребности жителей. По словам главы минсельхоза Владимира Зарудного, этот сегмент в Калининградской области недостаточно представлен собственной продукцией, в том числе, в силу климатических условий, и в немалой степени фрукты из Евросоюза заменить будет нечем.

По данным министерства экономики Польши, экспорт из этой страны в РФ в первом полугодии текущего года уже сократился на 7,7% — до $5 млрд, а поставки растительной продукции снизились на 17,6%. При этом было зафиксировано значительное сокращение поставок овощей и фруктов, в том числе яблок, груш и помидоров.

Если после запрета на ввоз польских фруктов и овощей последуют санкции в отношении других стран Евросоюза, о чем предупреждает Россельхознадзор, это может стать серьезной проблемой для овощников, в том числе для торговых сетей, и прежде всего в Калининградской области. Неудивительно, что некоторые участники рынка сетевых поставок настроены пессимистично.

«Львиная доля овощей и фруктов поставляется из Польши. На данный момент нас спасает то, что мы можем некоторые испанские и голландские фрукты и овощи ввозить через Литву, потому что Евросоюз пока еще не закрыт, – говорит помощник генерального директора торговой сети «Семья» Кристина Григорьева. – Сейчас у нас есть постоянные партнеры, с которыми мы давно сотрудничаем, и в силу этого они поставляют нам продукцию по приемлемым ценам. Новые партнеры будут играть на том, что мы вынуждены искать рынки, и ценник будет очень большой. Единственный положительный момент в том, что не запретили к ввозу польские помидоры».

Кроме Голландии и Испании поставки овощей и фруктов можно наладить из Белоруссии, но там ограниченный ассортимент товара, в основном это такие овощи, как лук, картофель, огурцы. В то время как ассортимент польской плодоовощной продукции значительно шире, он включает в себя и экзотические виды. Поскольку в ближайшее время ассортимент будет сокращаться, цены также будут расти, предупреждают эксперты.

Глава регионального минсельхоза Владимир Зарудный озвучил намерение заместить польскую продукцию овощами и фруктами с Юга России. Однако из «большой России» ввозить овощи и фрукты все равно дороже, чем из Польши. Она всегда была лидером и по цене, и по ассортименту для тех, кто ввозит такую продукцию в Калининградскую область.

Говоря об альтернативных поставщиках плодоовощной продукции, калининградские предприниматели имеют в виду прежде всего европейских производителей. В этом случае рост розничных цен обусловило бы в первую очередь удорожание логистики, что не дало бы ощутимого скачка. Однако с учетом эскалации экономических войн – уже появилась информация о возможном запрете ввоза из США мяса птицы – Россельхознадзор, вероятнее всего, исполнит свою угрозу и закроет поставки из Евросоюза.

Так или иначе, но среди овощников звучат не только пессимистические прогнозы. Запрет сильно не ударит по региональному рынку, потому что овощи и фрукты растут не только в Польше, сообщил «Росбалту» один из участников рынка на условиях анонимности. Бизнес просто переориентируется в закупках. «Единственная позиция, по которой может ощущаться запрет – это польское яблоко, которым они кормят всю Европу. Но в России в этом году ожидается хороший урожай яблок. Остальные позиции восполнимы за счет других поставщиков», – отметил источник.

Это могут быть литовские, болгарские, голландские производители, а в случае закрытия Евросоюза – турецкие или сербские. «Просто Польша ближе, и по логистике это удобнее. Цена может вырасти только за счет логистики, в пределах 3-5%, не больше. А в самой Польше это может привести к падению цен, потому что если не станет покупать такой большой закупщик, как Россия, куда им девать свой товар? Цена рухнет, они будут пытаться пропихнуть свой товар на рынки Европы, тем самым будут ломать цены и там. То есть мы на этом только выиграем. Будет большой переизбыток товара, и за счет этого им придется конкурировать, чтобы продавать нам, – отметил бизнесмен. – По нашему объему, по количеству машин, которые мы привозим, доля польских овощей и фруктов составляет около 20%».

Ряд наблюдателей частично видят выход из ситуации в стимулировании внутреннего производства. «Запрет на ввоз в Россию польских овощей и фруктов в краткосрочной перспективе негативно скажется на экономике Калининградской области, – считает гендиректор компании «ТД Очаково-Калининград», специализирующейся на торговле продуктами, Павел Крутиков. – В то же время, в долгосрочной перспективе это подтолкнет производство некоторых видов фруктов и овощей в регионе». Однако учитывая тот факт, что сельскохозяйственный цикл достаточно длинный, ощущаться последствия запрета будут довольно долго, считает бизнесмен. Кроме того, далеко не все плодоовощные культуры возможно выращивать в климатических условиях Калининградской области.

«Трудно сказать, какова доля польских овощей и фруктов в общем объеме такой продукции, представленной на внутрирегиональном рынке. Навскидку можно предположить, что эта доля доходит до 70%. Мы уже почувствовали запрет ввоза консервов из Украины. Наша компания – дистрибьютор компании «Верес», производящей овощные консервы. У них хорошее качество, которое не меняется с годами. Что десять лет назад, что сейчас – вкус один и тот же, потому что рецептура не меняется», – отметил Павел Крутиков.

По его словам, когда таким образом обрываются деловые связи, предприниматели ищут им замену. На то, чтобы наладить новое партнерство, потребуется время. Обновление деловых связей займет не меньше трех месяцев – это если не будет закрыт Евросоюз.

Упор на импортозамещение в сложившейся ситуации призывают делать и парламентарии. «Не нужно на кого-то надеяться, надо заниматься развитием своей экономики, своего села, чтобы мы были самодостаточны, самообеспеченны. Я думаю, в целом Калининградская область не понесет каких-либо потерь, хотя в сфере торговли ряд предпринимателей пострадает», – полагает депутат Калининградской областной думы Александр Ветошкин. Он считает, что властям следует мониторить ситуацию, и если в каком-то секторе связанного с овощами бизнеса возникнут серьезные потери, надо вводить меры государственной поддержки.

Реакция экономики Калининградской области на запрет ввоза польских овощей и фруктов во многом зависит от того, насколько готово сельское хозяйство региона к таким ситуациям, полагает депутат регионального парламента Александр Леушин. «Я только что приехал из Белгородской области, и если сравнивать, там отношение к развитию сельского хозяйства на четыре головы выше, чем у нас», – считает парламентарий. По его мнению, региональному правительству и, в частности, министерству сельского хозяйства надо разработать целевую программу мер поддержки сельского хозяйства, направленную именно на такую ситуацию.

Владимир Чичинов