Posted 5 августа 2014,, 08:27

Published 5 августа 2014,, 08:27

Modified 30 января, 23:22

Updated 30 января, 23:22

Пожертвует ли Польша российскими деньгами?

5 августа 2014, 08:27
Программа Малого приграничного передвижения с Калининградской областью выгодна польским регионам. Однако, как показывает практика, политические установки зачастую имеют приоритет над экономикой.

Ухудшение отношений с Западом и ужесточение антироссийских санкций порождают сомнения в перспективности существующих форматов сотрудничества России с США и ЕС. Это касается как глобальных проектов, так и инициатив на региональном уровне. Среди последних - программа Малого приграничного передвижения (МПП) между Россией и Польшей. Есть ли угроза сворачивания данного проекта сейчас, и кто от этого больше потеряет?

Соглашение между Москвой и Варшавой по поводу МПП, позволяющее пересекать границу без виз, было достигнуто в 2011 году. Территория, на которую распространяется МПП, с изначальной 50-километровой полосы была серьезно расширена - в нее включили, например, Гданьск и прилегающие районы, а с российской стороны под этот режим подпала вся Калининградская область. Разрешение на пересечение границы в рамках программы выдается на несколько лет. Проект заработал в июле 2012 года.

На фоне событий, приведших к присоединению Крыма к России, некоторые польские политики предлагали в знак несогласия с политикой Москвы прекратить действие программы. Однако в марте о том, что МПП в Варшаве трогать не собираются, сообщили представители МИД и МВД Польши. А в апреле их слова подтвердил премьер-министр Дональд Туск — по его словам, за украинский кризис не должны расплачиваться жители польских приграничных городов или калининградцы.

Позиция польских властей, вступившихся за МПП, вполне понятна: безвизовый режим приносит приграничным районам Польши большую выгоду. В связи с этим представители властей нескольких польских городов даже попросили не так давно о расширении зоны МПП.

Как свидетельствует статистика, за 2012 год калининградцы оставили в Польше 333 млн злотых (более 3 млрд руб.), а за первое полугодие 2013-го - 238 млн злотых. Рост по сравнению с периодом до введения МПП составил от 54% до 90%. По данным польской туристической палаты, число россиян, въезжающих в Польшу из Калининградской области, увеличилось с июля 2012 года в 3,5 раза. При этом потраченные калининградцами средства составили в первой половине 2013 года 6,1% от расходов всех иностранцев, посетивших Польшу. Неудивительно, что 72% польских предпринимателей из приграничных районов называют решение о введении МПП «очень хорошим», а 23% - «пожалуй, хорошим».

Согласно исследованиям, 58% россиян и 90% поляков ездят к соседям за покупками. Однако их «корзины» выглядят по-разному: 46% жителей российского эксклава приобретают в Польше продукты питания, еще 15% - одежду и обувь, в то время как 88% поляков в Калининградской области интересует исключительно топливо. Впрочем, граждане Польши тоже оставляют в российском регионе приличные суммы: в 2012 году это было 280 млн злотых, а в первой половине 2013-го - 183 млн.

Несмотря на то, что структура трат россиян в Польше выглядит предпочтительнее структуры расходов поляков в России, эксперты отмечают, что приобретаемая поляками российская продукция имеет более высокую долю добавленной стоимости.

С другой стороны, покупка дешевого топлива осуществляется в основном поблизости от границы - как говорится в одном из польских исследований по теме МПП, у приезжающих в российский эксклав поляков «глубоко укоренилось чувство неуверенности относительно более дальних поездок на территорию Калининградской области». Это, безусловно, мешает основной части региона почувствовать выгоды от безвизового режима с соседним государством.

Не так широк и список категорий калининградского бизнеса, которые получают доходы от режима МПП. Более того, на местном рынке обозначились игроки, которые заявили об убытках от безвизового режима. В частности, какое-то время назад оказались не на шутку встревожены региональные торговые сети. Их представители заговорили о серьезном оттоке покупателей, признавая, что даже регулярные специальные акции не позволяют конкурировать с польскими супермаркетами по цене. Более высокую стоимость продукции калининградские ритейлеры объясняли издержками, связанными с эксклавным положением региона. Жаловались они и на процветающую в области контрабандную торговлю польскими продовольственными товарами. При этом в качестве одного из возможных решений называлась замена российской продукции польской или литовской - хотя доля иностранных продуктов на полках калининградских магазинов и так достигает 75%.

Областные власти, в свою очередь, неоднократно демонстрировали неудовлетворенность состоянием нынешнего уровня экономического сотрудничества и заявляли о необходимости углубления деловых связей в рамках МПП.

С другой стороны, несомненным успехом МПП стало так называемое гуманитарное измерение. Согласно исследованию, проведенному по заказу МИДа Польши, в районах, на которые распространяется МПП, 72% предпринимателей и 62% рядовых жителей симпатизируют гражданам России. В то же время на остальной территории Польши только 31% опрошенных с симпатией относятся к россиянам, которые оказались в группе самых нелюбимых поляками народов.

Говоря о расширении контактов и проникновении культур, важно отметить, что калининградцы ездят в соседнюю страну не только за покупками - почти 20% приезжают в Польшу с туристическими целями.

При этом опасения поляков о том, что МПП вызовет в их стране рост мелкой преступности, не оправдались. А 78% представителей органов местного самоуправления приграничной полосы, участвуя в одном из опросов, вообще не смогли назвать каких-либо негативных последствий программы.

В целом введение безвизового режима пока более выгодно польской стороне. Характерно, что поляки намного чаще пользуются МПП: так, с июля 2012-го по июль 2013-го из общего числа в более чем 1 млн пересечений границы 740 тыс. пришлось на жителей Польши, а 338 тыс. - на калининградцев, свидетельствует статистика польской пограничной службы.

Поэтому с точки зрения интересов польской экономики призывы отменить МПП выглядят не очень разумно. Однако, как показывает практика, политические установки зачастую имеют приоритет над экономикой. В частности, Вильнюс не соглашается на российские предложения о расширении зоны для безвизовых посещений, настаивая на 50-километровоой приграничной полосе именно из геополитических соображений.

На фоне общего ухудшения отношений между Россией и Западом, уже непосредственно затрагивающего связи Москвы и Варшавы (из недавних событий можно вспомнить введение РФ эмбарго на польские овощи и отмену Года Польши в России) будущее программы МПП едва ли можно считать безоблачным.

Иван Андреев