Posted 8 сентября 2014,, 13:30

Published 8 сентября 2014,, 13:30

Modified 31 марта, 11:43

Updated 31 марта, 11:43

"Я ничего не боюсь, но это каждодневный труд"

8 сентября 2014, 13:30
В интервью "Росбалту" абсолютный чемпион мира по боксу поделился секретом, как побороть свои страхи и добиться поставленных задач.

Знаменитый боксер Константин Цзю презентовал в Калининграде свою книгу для детей «Приключения Кости Цзю и его друзей», а также провел инновационный тренинг «Путь к успеху». В интервью "Росбалту" абсолютный чемпион мира рассказал о том, как побороть свои страхи и добиваться поставленных задач.

Константин, почему вы решили написать книгу для детей? Попробовать себя в новом жанре захотелось, или родился некий месседж, который надо донести именно до детской аудитории?

– Я думаю, что второе ближе. Многие вещи в жизни я делаю спонтанно, потому что так надо. Что-то сзади тебе говорит, что это нужно сделать, и все. При появлении желания я это делаю, пока оно есть, потому что завтра его может не быть. А так как времени очень мало в жизни, я стараюсь заниматься только теми делами, которые мне нравятся, приоритетными. Вот мне пришло желание написать эту книгу, и нашлись люди, с которыми мы смогли это сделать, нашлось время, чтобы ее написать, и мы это сделали. Почему детям? Потому что я считаю, что это актуально.

А какая проблема сейчас стоит более остро: увести детей с улицы или оторвать их от компьютеров?

– Это, думаю, совпадает очень сильно. Гаджеты – это новое направление новой жизни, никуда ты от них не денешься. Просто нужно делать таким образом, чтобы использовать эти же гаджеты в спортивном направлении. Нужно уводить детей в залы, потому что новое поколение растет слабым. Мы говорим про физическую подготовку, но тут сразу идет и моральная.

Понятно, что играть в спортивные игры за компьютером или в живую – это разные вещи.

– Конечно! Вот у меня на телефоне есть гаджет, хорошая штука – сколько шагов я делаю в день. Здорово! Я люблю гаджеты, у меня много всяких разных, но это не значит, что я не буду заниматься физически.

Вы в своей деятельности много внимания детям уделяете. Ваш проект «Школа бокса Кости Цзю» – он сейчас в каком состоянии?

– Все пришлось закрывать. Я не был хозяином этого дела. Когда ты не управляешь, когда доверяешь кому-то, все идет так, как они хотят. Отошел в сторону, занимаюсь другими делами, бизнесом занялся, хочется уделить немножко себе времени.

Что касается еще одной темы, с которой вы сегодня приехали в Калининград, - бизнес-тренинг «Путь к успеху». Приведу параллель из тенниса. Наблюдая в последние годы за игрой Роджера Федерера, все больше прихожу к выводу, что самый грозный его соперник находится по эту сторону сетки.

– То есть это он сам?

Да. Можно ли такую аналогию провести с боксом, с другими сферами жизни?

– Можно. Я уже говорил такие слова: самый сложный соперник, которого ты можешь победить, - это самого себя. Свои слабости, свои трусости, свои «не могу». Когда ты победишь их, ты становишься чемпионом.

Победить на ринге, вырастить чемпиона, осуществить успешный бизнес-проект – это по сути своей разные победы, или в их основе что-то одно лежит?

– Основа, я думаю, одна.

Рецепт универсальный в этом плане?

– Я думаю, да. В чем заключается завершающая точка всего этого? Что бы ты ни сделал – выиграл бой или чего-то достиг в бизнесе – это получение удовлетворения. Для чего ты делаешь бизнес? Для того, чтобы заработать денег. В профессии спортсмена приблизительно то же самое. Ты выигрываешь бои – ты зарабатываешь больше денег. Пускай некоторые скажут, что это пошло. Многие могут так сказать. С одной стороны - да, может, это и пошло. Но будем откровенными хотя бы с собой: для этого мы все работаем. А если мы говорим лозунги для того, чтобы было красиво, это неправильно.

Какова роль поражений в становлении личности победителя, его самоощущении? Спустя годы вы хотели бы, чтобы двух ваших поражений на профессиональном ринге не было?

– Я их не называю поражениями, я их называю проигрышами. Чувствуешь разницу между поражением и проигрышем? Если бы это были поражения, меня бы здесь не было. А проигрыши - это новый шаг вперед. У меня было стремление понять, что я делал неправильно. Причем если ты не сможешь на сто процентов определить, почему именно так происходит, то это будет поражение. Я нашел причины.

А есть слово excuse, оправдание. Ты делаешь, и что-то у тебя не получилось, и ты начинаешь искать так называемую причину, почему же это не получилось. И находишь, что, оказывается, твой друг не помог тебе в этот момент. Или тебе кто-то помешал.

Когда мы начнем находить настоящие причины наших неудач, тогда будет совершенствование, будет шаг вперед.

Эти причины коренятся всегда в тебе самом?

– Только в тебе самом! Не ищи ни в ком другом.

В этом, наверное, принципиальная разница между причиной и оправданием?

– Для меня это так. Потому что как только мы начинаем искать в ком-то другом, это уже не причина. Ищи только в себе, ты один виноват.

Существуют ли для вас авторитеты?

– Конечно. Родители мои - самый главный авторитет до сих пор. Это, может быть, причина, почему я хочу быть лучше, сделать им хорошо…

Не разочаровать…

– Они, конечно, будут любить меня в любом случае, это родители (смеется). Просто я получаю удовольствие, когда делаю им хорошо.

Своим детям вы даете какие-то установки в плане профориентации? Ну, например, – только бокс, и точка?

– Совершенно никаких. Что угодно. Главное, чтобы людьми были нормальными. Это не высокопарные слова – на полном серьезе, чтобы пацаны нормальными были мужиками. Рисуют очень здорово.

А вы не пробовали рисовать?

– Мне лучше не давать, руки разбитые все (смеется).

Существует стереотип, что у боксеров голова отбитая, однако вы его развенчиваете.

– Я не так много получал, если честно. Не любил, нехорошее это дело (смеется).

Больше раздавали…

– Да, больше раздавал. А дети очень хорошо рисуют. Старший в университете учится, второй сейчас школу заканчивает - тоже, наверное, в университет пойдет. А так боксом занимаются.

Вы человек разносторонний. Если бы не бокс, чем бы вы занимались, что сделали бы своим основным занятием?

– Не могу сказать, вот не вижу ничего, что бы мне заменило бокс. Когда меня спрашивают: «Если не бокс, то чем бы занялся?» – я отвечаю: «Боксом!». Я выходец из маленького города, там ничего не было, кроме бокса. Ну, были еще виды спорта, футбол, например, хоккей немножко, борьба. Но я не представляю себя никем другим, ни в какой другой деятельности. Хотя основы, которые в меня вложили, умение достигать определенных целей в жизни, – они, уверен, помогли бы мне достичь результатов в любой деятельности. Я очень надеюсь, что смогу доказать это через какое-то время.

Вопрос из другой сферы. Вы политикой интересуетесь?

– Совершенно нет. И не хочу даже говорить о политике.

Я хотел узнать вашу оценку того, что сейчас происходит между Россией и Западом…

– Я понял, о чем пойдет речь, поэтому и не хочу говорить на эту тему.

Телевизор не смотрите?

– Смотрю обязательно, и новости смотрю...

Но это вам не интересно?

– Это мне очень интересно, но я не буду об этом говорить.

Хорошо, вернемся к теме успеха. Вот человек многого достиг, он богатый, знаменитый, у него все есть. Как ему избежать звездной болезни, не погрязнуть в роскоши и прочее? Или этого не стоит избегать?

– Все индивидуально. Для меня роскошь вообще не имеет значения, совершенно. А как другим людям… если заслужили, то почему нет. Если заработал, он может тратить. Это мое, я как хочу, так и трачу, - в пределах закона, конечно.

А у вас есть звездная болезнь?

– Пускай люди судят об этом.

То есть вы по улице пройдете, вас наверняка многие будут узнавать…

– Я по улицам стараюсь не ходить. Если тебя узнают каждый день, каждую секунду… Вот работает человек в офисе. Там, скажем, сто сотрудников. И ты каждый день в этот офис заходишь, со всеми здороваешься, кто-то отвлекает. Вот у меня то же самое, только везде. Если ты отворачиваешься и говоришь: «Что ты на меня смотришь?» – сразу: «Ты зазнался!». Или ты проходишь и не поздоровался с кем-то – ты зазнался. А ты его просто не увидел. Как хотят люди судить – это их дело. Я живу в балансе с самим собой, самое главное.

Тяжел крест известного человека…

– Вон там есть камера наблюдения. Я привык к мысли, что она есть всегда. Я должен жить таким образом, что за мной наблюдают 24 часа в сутки и в любой момент могут где-то показать. И тогда ты живешь в балансе с самим собой, ты не врешь самому себе, и это дает тебе полное спокойствие.

Если вернуться к книге – расскажите, о чем она?

– Это маленькая книга о том, как когда-то, когда я был маленький – я когда-то был маленький! – у меня были определенные трудности. Это, конечно же, художественная книга. Описание, может быть, немножко преувеличено в каких-то местах. Но те страхи, которые описаны, они все были моими страхами. Я не умел плавать, я боялся темноты, я боялся высоты – и как я смог преодолеть это. Конечно, может быть, не так это было в жизни, но основной месседж – именно как это уметь преодолевать, как я справлялся с этим. Как уметь дружить, как уметь общаться с родителями, как доверять им. Маленькие такие месседжи. В каждом маленьком эпизоде была определенная история.

Вам удалось преодолеть все страхи? Или это какой-то ежедневный процесс?

– Я думаю, это ежедневный процесс, до сих пор, каждый день. Но я не знаю, чего я могу бояться. Если я контролирую это, я ничего не боюсь совсем. Я нормальный, обыкновенный человек, который просто смог справиться с этим. И это несложно, но это каждодневный – каждодневный! – труд. Каждый день, невзирая ни на что. У тебя были моменты, когда ты говоришь: «Завтра делаю зарядку!»? Ты занимаешься иногда?

Иногда бывает.

– А бывает, что говоришь: «Завтра точно займусь», – а приходит завтра, и ты не сделал?

Чего греха таить.

– А у меня не бывает. Вообще.

Поэтому вы и чемпион.

– Может быть, это высокопарно звучит, но так оно и есть.

Кто-то сказал, что в большом успехе содержится 99% пота и 1% гения. Можете согласиться с этим высказыванием?

– Можно так сказать. Но, возвращаясь к одному проценту гения, - это опять умение работать.

То есть сто процентов пота. Но, с другой стороны, борец сумо, как ни трудись, марафон никогда не выиграет, а марафонец не станет суматори.

– А он и не будет этим заниматься. Ты понимаешь, что ты не можешь это сделать, – зачем тебе туда лезть? Я понимаю, что я не смогу плавать, как Сашка Попов, потому что у меня руки другие, и я не буду этим заниматься. Нужно просто найти свое место и заняться тем, чем можешь заниматься. Для этого разнообразные секции существуют, разные направления. Главное – найти себя.

Беседовал Владимир Чичинов