Posted 12 сентября 2014,, 14:25

Published 12 сентября 2014,, 14:25

Modified 31 марта, 11:39

Updated 31 марта, 11:39

«Паниковать нет никаких оснований»

12 сентября 2014, 14:25
Снижения иностранных инвестиций из-за санкций в Калининграде пока не наблюдается. Как отмечает мэр города Александр Ярошук, возможно, это связано с тем, что у региона сложились особые отношения с западными соседями.

Среди всех муниципальных образований Калининградской области к областному центру отношение особое. Здесь проживает половина жителей региона и формируется значительная часть поступлений в консолидированный бюджет. О наиболее актуальных проблемах города и возможных путях их решения «Росбалту» рассказал мэр Калининграда Александр Ярошук.

Александр Георгиевич, городской бюджет испытывает серьезные финансовые трудности в связи с недополучением налоговых платежей и другими проблемами. Экономическая ситуация в целом не позволяет делать оптимистичные прогнозы. К чему нужно готовиться калининградцам, от каких планов придется отказаться городу?

– То, что ситуация с бюджетом ухудшается, - это правда. Я еще не видел ни одного муниципального главу, который бы сказал: у меня все хорошо с бюджетом. Тем не менее, я думаю, что мы все свои обязательства, все программы, намеченные на 2014 год, выполним. По ряду позиций у нас есть существенная экономия. Некоторые запланированные объекты по ряду причин мы будем переносить на следующий год, но программ в целом это не коснется. Мы серьезно работаем в социальной сфере, вместе с правительством области и федеральным бюджетом строим детские сады, школы, другие социальные и инфраструктурные объекты. Паниковать и говорить «все пропало», я считаю, нет никаких оснований.

Действительно, есть предварительные расчеты, согласно которым мы недополучим в районе 250 млн руб. Во-первых, из-за того, что через суды предприятия снижают кадастровую стоимость своих земельных участков, за которые они платят или земельный налог, или арендную плату. Во-вторых, из-за подоходного налога, который в серьезной степени формирует бюджет Калининграда. Мы работаем в этом направлении с предприятиями и рассчитываем, что ситуация улучшится.

Недавно горсовет обратился за финансовой помощью к губернатору. Есть ли надежды на эффективную поддержку? Как в целом на текущий момент вы оцените отношения с главой области?

– Мы слышим друг друга. По каждому вопросу могу в любое время позвонить, встретиться. Где-то получаю положительные ответы, где-то отрицательные, но аргументированные. Потому что ситуации разные. Городу уделяется больше внимания, чем другим муниципалитетам. За два года кардинально все изменилось. По поводу обращения депутатов – они постоянно обращаются за помощью, на то они и депутаты. Этот вопрос обсуждался с губернатором, он сказал: как только будут федеральные деньги, город не обидим, поможем.

Ухудшение отношений России и Запада как-то сказывается на инвестиционном климате в городе? Могут ли снизиться иностранные инвестиции?

– Наверное, могут – сейчас гадать на кофейной гуще нет смысла. На сегодняшний день это не ощущается. В силу географического положения у нас очень тесные связи с той же Литвой, Польшей, Германией. У нас на территории 1400 совместных предприятий с иностранным капиталом, в основном из этих стран. По большому счету, никто не закрылся, все работают, увеличивают свои производственные мощности, особенно в сфере пищевых продуктов. Чтобы намечался какой-то проект и от него сейчас отказались – я такого примера в Калининграде не знаю. Пока нам, наверное, в этом отношении чуть-чуть попроще, чем другим россиянам, потому что у нас совершенно другие, традиционные связи с нашими соседями.

В чем конкретные плюсы отказа от идеи деления Калининграда на внутригородские районы и возвращения института сити-менеджера?

– В Калининграде 437 тысяч населения. Один район в Москве больше чем Калининград в разы. И создавать опять районы, формировать в каждом штат чиновников, райсоветы – значит потратить бюджетные деньги на содержание армии госслужащих, которые будут дублировать друг друга. Это отдельный бюджет, это разделение административных функций – градостроительство, благоустройство, все, что перечислено в 131-м законе. Мы много говорим о сокращении административных барьеров. У нас к концу года открывается многофункциональный центр, где мы хотим вообще убрать общение с чиновником. Подал заявление по какому-то своему обращению – земля, имущество, что угодно – и ты знаешь, что в течение нескольких дней, в зависимости от вопроса, тебе дадут ответ. Если ты собрал весь пакет документов, получишь его без всяких вопросов, без всякого общения с чиновниками.

С внутригородскими районами получается, что отлаженная система рушится. В разы увеличиваются административные барьеры и время согласования любого вопроса, бюджетные деньги будем тратить не на школы, детские сады, тротуары и дороги, а на содержание районных чиновников. Которые что-то там решили, но их решение все равно придет в город на согласование, и здесь опять будет проходить ту же процедуру.

Как администрация планирует решать проблемы, связанные с катастрофическим положением городских теплосетей? Вы говорили, что износ составляет в среднем 80%, при этом известно, что МУП «Калининградтеплосеть» имеет долги почти в 2 млрд рублей.

– Да, действительно, это происходит из-за того, что в свое время неправильно были установлены тарифы, и финансовые показатели предприятия очень серьезно ухудшились. Мы постоянно берем кредиты, чтобы начать отопительный сезон. На деньги Европейского банка реконструкции и развития мы убираем угольные котельные или переводим их на газ, где цена гигакалории ниже. Мы говорили с губернатором, сейчас будем включать проекты в федеральную целевую программу, чтобы сократить издержки теплосетей, улучшить качество услуг, предоставляемых калининградцам. У нас осталась одна котельная, которая на дизеле работает, есть еще котельные на мазуте, а там цена гигакалории очень серьезная. По нынешнему отопительному сезону никаких вопросов не будет, мы к нему готовимся. На сегодняшний день устранены две серьезные угрозы по безопасности теплоисточников - это «Северная» котельная и котельная «Цепрусс». Там были методом взрыва разрушены аварийные дымовые трубы, по которым было предписание Ростехнадзора устранить угрозу. Остальные проблемы текущие, никаких вопросов не должно возникнуть.

Может ли сорваться программа расселения граждан из аварийного жилья из-за отказа финансирования Фондом содействия реформированию ЖКХ?

– Думаю, не сорвется. Всех очередников, которые были поставлены на очередь до первого января 2012 года и должны быть расселены до конца этого года, мы расселим, тут проблем нет. А какие правила дальше будут установлены правительством РФ, станет известно в октябре-ноябре. Имею в виду, сколько денег будет выделено из федерального бюджета на софинансирование этой программы. Очередников много, постоянно появляются новые, очередь увеличивается.

В конце июня автолюбители провели митинг против шумовых полос, эвакуаторской деятельности и дорогих парковочных мест. Они призвали мэрию организовывать больше бесплатных парковок в центре города. Вы готовы прислушаться к требованиям автовладельцев?

– Ничего в направлении бесплатных стоянок мы делать не будем, потому что и так весь город - бесплатная стоянка. Стоянки, которые мы в свое время заставляли делать под гипермаркетами, торговыми центрами, пустуют. Да, они платные - но посмотрите, как в Европе сделано. Когда дело касается кошелька, автовладельцы сразу говорят: «А почему мы должны платить?». Я говорю: «Если вы меня выводите на стандарт соседей-европейцев, давайте смотреть, сколько они платят за ЖКХ, например. Где-то просто так бросите за границей машину? Нет, поедете на стоянку, заплатите, причем цены очень серьезные». Мы делаем дорогу, а она сразу занимается припаркованными машинами. Получается, что расширять дороги никакого смысла нет.

По шумовым полосам в этом году утвержден новый ГОСТ - можно будет их делать, на выбор, несколько видов. Но мы как делали их, так и будем делать, потому что одна спасенная жизнь важнее, чем небольшое сообщество любителей говорить громкие слова, которые берегут свою подвеску. Снижай скорость, переезжай спокойно. На Западе шумовых полос много, только они асфальтовые. Я посмотрел бы, как бы наши автовладельцы по таким полосам носились. Это делается только для безопасности и именно в тех местах, где ГИБДД дает соответствующее предписание. Статистика показывает, что мы идем в правильном направлении. После установки полос до 70, 80, а в некоторых местах - до 100 процентов сократилась смертность и случаи ДТП с нанесением увечий.

Если очистные сооружения не будут сданы до конца 2014 года, есть ли надежда, что их введут в строй в 2015-м? Рассматривалась ли возможность разорвать контракт с подрядчиком ОАО «Мостострой 6» в судебном порядке?

– Мне уже неудобно говорить на эту тему, я постоянно об этом говорил. Ничего не могу прокомментировать, потому что на сегодняшний день нет рабочей документации, которая прошла бы экспертизу. Физически сделано 93 процента работы. Мы не можем даже деньги выплатить, которые есть, потому что это запрещено законом: на основании чего платить?

С «Мостостроем» история непростая. Этот объект, помимо того, что входит в ФЦП, связан с ЕБРР, там большой европейский грант, и разорвать контракт мы не можем. Мы раза три выносили этот вопрос на координационный совет, когда собираются участники всех сторон, и ЕБРР был против расторжения. А без их согласия мы ничего сделать не можем.

Беседовал Владимир Чичинов