Обитаемый остров Калининград

Власти любовно называют Калининград «форпостом России в Европе». Да-да, отвечают калининградцы и отправляются в ближайшую Польшу за сосисками. Ехать в "Большую Россию" - долго или дорого.


© Фото Александра Кривенкова

Представители власти любовно называют Калининград «форпостом России в Европе». Да-да, отвечают калининградцы и отправляются в ближайшую Польшу за сосисками. В Литву - на уик-энд, а в более отдаленные страны ЕС - в отпуск. Они в принципе согласны на "форпост", но с местными зарплатами (примерно 25 тысяч рублей, по данным Калининградстата) шопинг и отдых намного выгоднее в Европе, чем в материковой России. Европа – вот она, рядом, а Россия слишком далеко, за две границы. «Большая Россия» - здесь ее называют так. Туда еще добраться надо, а помогать в этом федеральный центр не спешит.

«Чтобы слетать в Москву, нужно продать последние штаны», - нервно шутит калининградец Александр. Летом он летал в Рим за 70 евро «туда и обратно». Летел не из Калининграда, конечно - из Гданьска. До него на автобусе два часа. А можно слетать и дешевле, говорят знатоки, наизусть цитирующие расписания европейских лоукостеров. В Париж из Польши за 50 евро, на Кипр – за 70.

А вот с «большой Россией» пока не складывается. Авиабилет из Калининграда до Москвы, к примеру «Аэрофлота», стоит от шести тысяч рублей в один конец. До Питера – немногим меньше. Летом цены на билеты «взлетают» как «боинги»  – до 50 тысяч "туда и обратно".

На поезде, конечно, намного дешевле. Нужны только загранпаспорт (для калининградцев его делают бесплатно – преференция региона) и свободные сутки времени. Состав будет ползти до Москвы 23 часа, через Литву и Белоруссию, долго и нудно простаивая на границах. Во время пограничного контроля, который часто приходится на глубокую ночь, пассажиров будут закрывать в вагонах. А по самим вагонам будут бродить вежливые литовские и хмурые российские пограничники с собаками. Много лет российские железнодорожники говорят о том, что время в пути можно было бы и сократить – по самым оптимистичным прогнозам до 10-15 часов. Но просто модернизировать инфраструктуру мало. Вопрос это уже политический.

«Вся наша транспортная доступность упирается в наше геополитическое положение. И что бы мы ни приняли, у нас остаются «замечательные» литовские партнеры, - рассуждает калининградский политолог, доцент кафедры политологии Балтийского федерального университета имени Канта Владимир Абрамов.

«Таких плохих отношений с Литвой у нас не было с 91 года. И никаких шансов, что нам удастся договориться о транзите, - говорит Абрамов. - В самом крайнем случае, если люди совсем обезумеют, самолеты из Калининграда будут летать через Балтику, а не через литовское пространство. Но это дольше, больше керосина, дороже. До такого бреда, надеюсь, дело не дойдет».

Каким маршрутом при таком сценарии пойдут пассажирские поезда, он не уточняет. Наверное, никаким. Но транспортная блокада Калининграда равносильна войне с Россией, поэтому вряд ли до этого дойдет, считает политолог.

Еще обладатели загранпаспорта и крепких нервов могут попасть на «остров России» на машине. О нервах вспомнится, когда очередь на пункте пропуска затянется на полдня или полночи, но, может, повезет и удастся проскочить. Есть еще вариант, для которого загранпаспорт не нужен – паром. Но плыть двое суток из Санкт-Петербурга ни один здравомыслящий турист не согласится, замечает представитель областной думы в Совете Федерации РФ Николай Власенко.

По его мнению, Калининград с остальной территорией страны должны связывать дешевые авиаперевозки. «По небу» - единственный способ (помимо долгоиграющего «по морю»), попасть в регион без загранпаспорта. Нужно развивать конкуренцию и пускать на рынок как можно больше авиакомпаний, говорит сенатор, тогда и цены будут ниже. Но если бы все было так просто.

Еще несколько лет назад в регионе успешно действовала местная авиакомпания «КД-Авиа». Ее руководство показало калининградцам, что такое настоящие, хоть и подержанные «боинги» и дешевые в авиабилеты в 20 точек мира. Флот компании перевозил миллионы пассажиров ежегодно, и тогда не летал лишь ленивый. Но из-за отсутствия взаимопонимания с властями этот по-настоящему социальный проект в 2009 году обанкротился. Сейчас власти с завидной регулярностью говорят о создании базовой авиакомпании в Калининграде – «по типу КД-Авиа». Как вариант – привлечение российской с дружественными тарифами. Однако дальше редких разговоров дело не идет.

Три года назад в российском правительстве предложили один из вариантов преодоления транспортной изоляции региона – субсидии на авиаперевозки. Государство компенсирует авиакомпаниям часть тарифа, а пассажиры получают билеты при приемлемым ценам (Калининград-Москва в среднем 4000 руб., Калининград-Питер - 3650 руб.). Сейчас билет в Калининград по льготной цене может прибрести любой россиянин. Но, правда, только в летний сезон – с 15 мая до 15 октября. Однако и этот вариант оказался неидеальным.

«Да их невозможно купить! Билеты есть, конечно, но далеко не на все даты. К тому же, в Интернете их не продают. Профанация, сделанная для отмывания денег», - опять горячится калининградец Александр. В городской авиакассе с недовольными горячими головами имеют дело каждый день. Здесь поясняют: билеты расхватывают за месяц вперед. По данным Росавиации, с начала сезона продано 200 тысяч билетов, субсидировано 420 млн руб.

И вот незадача: буквально накануне сразу два участника программы – компании «Аэрофлот» и ЮТэйр - объявили о выходе из нее за три недели до окончания срока. С 25 сентября дешевые авиабилеты на калининградском направлении они не продают. «Уральские авиалинии», «S7», «Трансаэро» и «Red Wings» пока держатся, но и их билеты скоро, скорей всего, закончатся, пояснили «Росбалту» в «Городской авиакассе».

Как выяснилось, у вышедших из программы участников закончились государственные средства. В правительстве региона решили обратиться за помощью к Росавиации и распределить оставшиеся субсидии между всеми участниками программы. Но если деньги закончились сейчас, то что будет в будущем «льготном» сезоне? Ведь на него, как выясняется, субсидию сокращают еще на 2 млн рублей. Вероятно, в пользу Крыма.

Российский Минфин обнародовал проект федерального бюджета на 2015 год и плановые 2016-2017 годы. Из него следует: выделяемая сумма на субсидирование российских авиаперевозок, в будущем году планируется такой же, как и в этом - более 8,7 млрд рублей. А вот внутри программы произойдут изменения. Субсидии на авиаперевозки в Крым увеличатся на 1,3 млн рублей. А на калининградском направлении сократятся почти на 2 миллиона, до 466,97 млн. рублей.

То, что рано или поздно «калининградские» деньги из федерального бюджета пойдут на юг, мало кто сомневался. По мнению депутата калининградского областного парламента Соломона Гинзбурга, такие решения Москвы точно не укрепляют единства страны. «Крым наш полгода, а Калининград наш 70 лет. Политически и психологически это неправильно. Мы такой же эксклав, как и Крым, но только с более долгой историей. Если это случится (дальнейшее сокращение льготы – прим.ред.), это будет плевок в лицо руководству области и ущемление интересов полумиллиона жителей», - заявил депутат в интервью «Росбалту».

По его словам, без сокращения расходов на социальные нужды вряд ли обойдется. Субсидии как раз могут стать такой сокращенной соцгарантией. Местным властям нужно лоббировать этот вопрос, пока не поздно. Иначе резать субсидии будут и дальше, заявляет депутат.

Урезание федеральных льгот для Калининградской области в пользу Крыма может быть тенденцией, соглашается Владимир Абрамов. «Я думаю, будут резать не только дотации авиаперевозчикам, много чего будет зарезано. Наша ФЦП компактная получилась, там и так все сокращено. Но, боюсь, может приостановиться работа по модернизации пропускных пунктов с российской стороны и многие другие транспортные дела», - подчеркнул Абрамов.

Однако Крым Крымом, но сокращение размера субсидий на калининградские авиаперевозки наблюдается уже не первый год. Если в 2013 году федеральный центр субсидировал 543,8 млн рублей, то к 2020 году размер субсидий на авиаперевозки уменьшится до 291,5 млн рублей.  

А между тем, «Калининград туристический» сегодня - настоящая идея «фикс» региональных властей. Здесь ожидают, что поток туристов как раз к 2020 году вырастет до 7 млн в год. Откуда приедут эти люди, пока не совсем ясно. Но вряд ли из «большой России». Слишком трудно и дорого добираться до российского форпоста.

Юлия Парамонова


Ранее на тему Медведева попросят увеличить субсидирование льготных авиабилетов для Калининграда

"Томскавиа" меняет тарифы из-за потери госсубсидий