Posted 20 октября 2014,, 12:45

Published 20 октября 2014,, 12:45

Modified 31 марта, 11:02

Updated 31 марта, 11:02

"Мы должны создать условия лучше, чем у соседей"

20 октября 2014, 12:45
Инвестклимат Калининградской области оставляет желать лучшего. О том, как можно исправить ситуацию, рассказал глава совета директоров Корпорации развития Андрей Горохов.

Инвестиционный климат Калининградской области оставляет желать лучшего. Кроме того, в последнее время у региональных властей и общества возникало много вопросов к эффективности деятельности Корпорации развития Калининградской области. Дело дошло до смены руководства компании. На вопросы «Росбалта» ответил новый председатель совета директоров Корпорации, депутат областной думы, предприниматель и инвестор Андрей Горохов.

Андрей Юрьевич, в чем вы видите привлекательность Калининградской области для инвесторов по сравнению с другими регионами России и с европейскими соседями?

Я могу говорить, как инвестор, который зашел с инвестициями в Калининградскую область много лет назад. Мы с группой партнеров рассматривали несколько площадок для того чтобы построить фармацевтический завод по определенным международным стандартам качества - GMP. К Особой экономической зоне Калининградской области мы пришли с третьей попытки. Мы начинали готовиться к запуску завода в Подмосковье, потом мы купили землю в Индии, но, в конечном счете, мы эти проекты остановили по ряду причин и решили сделать завод здесь. Он работает, и товарная продукция будет уже в четвертом квартале этого года. Сумма инвестиций более 1 млрд рублей. Калининградская ОЭЗ показалась для нас привлекательной с той позиции, что это рядом с границей Евросоюза, на который мы тоже планируем выходить с продукцией нашего завода.

Регион также привлекает преференциями, связанными с ОЭЗ. Но время идет вперед, и сегодня мы видим, что область отстает от других регионов России по качеству и количеству преференций. В свое время, в 90-е годы, Калининградская область была пионером в этом вопросе. Был разработан и принят уникальный для нашей страны закон об ОЭЗ в Калининградской области. И он дал колоссальный эффект. Например, 60% всех российских телевизоров стало производиться в Калининграде. Вдумайтесь в эти цифры! Каждая третья банка российских рыбных консервов была тогда сделана здесь, в Калининградской области, которая занимает менее 1% территории страны и имеет еще меньший процент жителей. Это удивительные экономические показатели.

– Что же изменилось, почему сегодня нет таких результатов?

– Вследствие этого нашего промышленного роста многие другие российские регионы включились в борьбу за инвестора. Опыт Калининградской области активно изучался и применялся. Сейчас со мной работают экономисты, которые в свое время разрабатывали закон об ОЭЗ совместно с тогдашнем руководителем области Юрием Маточкиным. Так вот, после того, как тогда Калининградская область приобрела серьезную инвестиционную привлекательность, она, можно сказать, ее впоследствии и растеряла из-за возросшей конкуренции между регионами. Ведь они тоже создали у себя льготные для инвесторов локальные экономические зоны, иногда с более привлекательными условиями. На их фоне сегодня у нас лишь восьмое место по привлекательности для инвесторов. Регион дотационный, бюджет небольшой, и мы не можем предоставлять бизнесу такие льготы, как Татарстан или Башкирия. Инвестор часто уходит туда или в другие страны.

– «Проблема-2016» как-то сказывается на этом процессе?

– Безусловно. Калининградские перерабатывающие предприятия работали по первому закону об ОЭЗ, действие которого оканчивается в 2016 году, что является серьезным вызовом экономике региона. Уже сейчас часть этих предприятий, работающих в основном на импортном сырье, закрываются под угрозой 2016 года. Кроме того, в условиях санкций и антисанкций они потеряли возможность ввозить сырье. Об этом мне говорили в Ассоциации иностранных инвесторов Калининградской области. Я рассказал при встрече об этом губернатору Николаю Цуканову. Сейчас по его просьбе мы подготовили ему письмо с информацией по этой проблеме.

Почему эти предприятия в свое время не локализовали производство, перейдя на местное сырье - сложный вопрос. Один из факторов – НДС. Для экспортируемого для переработки в Калининградскую область сырья он отсутствует, а для произведенного здесь – имеется. Это ставит в неконкурентные ценовые условия местного производителя.

– Как можно выйти из сложившейся ситуации?

– Штефан Штайн, глава калининградского представительства Торговой палаты Гамбурга, приводит пример Западного Берлина, где он жил 20 лет. Это ведь тоже был эксклав для ФРГ. И население там было больше, чем сейчас в Калининградской области - около 2 млн человек. В Западном Берлине был отменен НДС, поэтому там все было дешевле. Это вполне возможно и в Калининграде, потому что если здесь что-то производится, это нужно везти очень далеко, более 1000 километров, чтобы продать. Это слова Штефана Штейна, и с ними трудно не согласиться.

Здесь большой минус по сравнению с другими регионами – это тарифность, удаленность, и этот минус надо, наверное, использовать как плюс. То есть это как раз близость к европейским рынкам, возможность использования дополнительных ресурсов, которые связаны с приграничным сотрудничеством. В связи со своим географическим положением Калининградская область могла бы претендовать на поддержку государства по принципу заморских территорий. Мы можем посмотреть на исторический мировой опыт в этом вопросе.

– Можно ли рассматривать страны ЕС в качестве конкурента Калининградской области в борьбе за инвестора?

– Конечно, нам следует изучать и преференции соседних государств. Чтобы привлечь инвесторов, мы должны здесь условия для них создать лучше, чем у соседей. У нас же были приняты какие-то половинчатые решения. Я уже сказал про НДС, существующий для товаров, ввозимых из других регионов России или произведенных в Калининградской области, и которого нет для европейских производителей при продаже товара в Калининградской области. Это приводит к дискриминации и банкротству нашего производства. Тарифная компенсация предусмотрена, как ожидается, с 2016 года, но только для железной дороги. Еще важный момент – необеспеченность электроэнергией региона и необходимость выравнивания тарифной составляющей с помощью субсидий по электроэнергии. У нас один поставщик, который является фактически монополистом.

Кроме того, надо находить формы компенсаций затрат на инфраструктуру, что уже есть в других регионах. Некоторые объекты у нас страдают из-за того, что инвесторы тратят много времени и средств, чтобы подготовить площадку. Что происходит? По новому закону об ОЭЗ в Калининградской области инвестор получает льготы по налогу на прибыль сроком на 6 лет с момента регистрации его в качестве резидента ОЭЗ. Однако после этого он еще года три строит завод. Продукция не выпускается, прибыли, естественно, нет, но льготный срок истекает. Теряется всякий экономический смысл этой льготы. В других регионах, например, в Липецке этот срок начинает отсчитываться с начала выпуска продукции. К тому же там он составляет 7 лет.

– На федеральном уровне обсуждается снижение инвестпорога для вхождения в Калининградскую ОЭЗ…

– Да, этот вопрос поставлен губернатором Николаем Цукановым перед федеральным правительством. Я знаю, что, как говорится, «в эту сторону смотрят», и скорее всего, такое решение будет принято. Более того, расширен список резидентства, то есть там будут включены такие виды деятельности, как туристическая, рекреационная, сельское хозяйство, еще ряд направлений. Эти меры, безусловно, помогут привлечь больше инвесторов. Причем это будут в первую очередь внутренние инвесторы.

– Известно, что реализация проекта "Город программистов" была заморожена из-за политической напряженности. Насколько в целом международная ситуация осложнила работу Корпорации?

– Конечно, мы не оторваны от ситуации в мире и в стране, и существующие санкции ограничивают возможности, которые были бы у Корпорации. Но я не думаю, что замораживание IT-проекта, о котором вы говорите, было связано с политической ситуацией, скорее всего, это некоторый этап. Надо начинать, наверное, с более простых вещей, таких как StartUp-площадки и проекты бизнес-инкубатора, которые должны поэтапно приходить к более масштабным и амбициозным проектам.

Мы с коллегами недавно были в Центре инновационного развития Москвы. Год назад его создали в здании заброшенного завода - побелили стены, поставили столы и провели интернет. За год на его площадке создано 60 инновационных проектов. Общая сумма привлеченных в них инвестиций составила более 240 млн рублей. Создано более 200 высокотехнологичных и высокооплачиваемых рабочих мест. Отчисления в бюджет на уровне среднего завода. Корпорации развития Калининградской области будут предоставлены формы организационных документов, контакты, методики, а также статистическая информация об итогах деятельности этого центра для обоснования создания подобной площадки в Калининграде.

– Одним из главных сдерживающих факторов для привлечения инвестиций в регион называют административные барьеры и кумовство чиновников. Какие принимаются меры для повышения открытости работы Корпорации?

– Я начал работать с Корпорацией недавно. Мы видим негативное отношение к ней и властей, и бизнес-сообщества. Причина этого в том, что деятельность была непрозрачна, а те цели и задачи, над которыми они работали, должны были быть более четко обозначены. Надо открыто показывать обществу эту деятельность и корректировать деятельность под влиянием сигналов из общества. Не надо этого бояться. Мы этим сейчас и занимаемся – ищем адекватное место Корпорации в экономических процессах Калининградской области.

– Зачастую инвесторам в регионе приходится самим вкладываться в инфраструктуру, что многих останавливает. Есть ли планы что-то изменить в этом направлении?