Posted 24 октября 2014,, 15:00

Published 24 октября 2014,, 15:00

Modified 31 марта, 10:58

Updated 31 марта, 10:58

Калининград не должен "выпасть" из пространства России

24 октября 2014, 15:00
Эффективное импортозамещение в эксклаве обеспечить не удастся, считает экономист Сергей Валентей. Региону следует привлекать инвесторов из-за рубежа, оставаясь в российском экономическом и правовом поле.

"Росбалт" начинает публикацию цикла статей "Калининград. Стратегии". В рамках проекта эксперты расскажут о возможных прогрессивных сценариях развития Калининградской области с учетом уникальных условий региона.

Наш сегодняшний собеседник – научный руководитель РЭУ им. Г.В. Плеханова, доктор экономических наук, профессор Сергей Валентей.

- По данным представителей Калининградской областной администрации, под российские контрсанкции попала треть ввозимого в регион продовольствия. В магазинах очевидно снижение ассортимента и качества ряда товаров, а также рост цен на них. Как решать эту проблему? Есть ли рецепты эффективного импортозамещения для особого региона?

- Я не смог обнаружить достоверных данных о состоянии продовольственного рынка в регионе в последние месяцы. Но и без этого ясно, что проблема реальна, причем не только в таком особом регионе, как Калининградская область.

Поэтому начну с того, что важно понять, о каком собственно продовольствии идет речь, так как не все виды продовольственных товаров жизненно необходимы (омары и устрицы относятся к продовольственным товарам, но без них, полагаю, на время можно обойтись). Не учитывая данного обстоятельства, можно допустить ошибку, аналогичную той, когда на основе средней величины доходов населения (то есть суммы доходов и банковских служащих, и нянечек в больницах и прочее), определяют уровень жизни населения. В итоге получается, что все живут «в среднем» хорошо. А выходишь на улицу, оказывается, многие почему-то живут плохо.

Как решать эту проблему? Только одним путем. Следует отказаться от сырьевой модели развития экономики и начать производить продукцию, в том числе продовольственную, самим. Кстати, ничего неожиданного в последствиях контрсанкций нет. Уже двадцать лет трезвомыслящие эксперты твердят, что ориентация на импорт всего и вся гибельна для страны.

И последнее. Калининградская область находится, несомненно, в особых экономико-географических условиях и, полагаю, «эффективного импортозамещения», как даже, например, на Сахалине, здесь обеспечить не удастся. Значит, нужно вырабатывать особую модель развития. Важно, чтобы эта модель не привела к «выпадению» области из экономического и правового пространства России.

- Какие меры можно предпринять для привлечения в регион инвесторов? Достаточно ли в этом контексте уже существующих преференций в рамках Особой экономической зоны, или есть смысл ввести более серьезные налоговые послабления?

- Почему-то считается, что чем больше преференций, тем привлекательнее экономика для инвесторов. Это верно, если говорить о спекулянтах. Но не верно, если речь идет об инвесторах, которые необходимы «всерьез и надолго». Хотелось бы, чтобы в Россию приезжали не просто «денежные мешки», но и те, кто приводит технологически передовые инвестиции в реальный сектор экономики, без которых мы от импортозависимости не избавимся. То же справедливо в отношении отечественных инвесторов.

Но для того, чтобы в регион пришли серьезные предприниматели, мало выгодных налоговых режимов и тому подобного, необходимо озаботиться формированием инфраструктуры. Причем не только для будущих предприятий (дороги, энергетика и прочее), но и для квалифицированной рабочей силы (жилье, школы, больницы). Иначе говоря, требуются мощные инфраструктурные проекты, как это, например, было сделано в Калужской области.

Еще одно условие – гарантии. И здесь не последнюю роль играет софинансирование проектов из регионального бюджета. Как это происходит везде, в том числе в Калининградской области, инвесторы предпочитают проекты, куда «вложился» регион. Это воспринимается ими как фактор стабильности.

Однако здесь имеются две проблемы. Первая. Отечественную промышленность за рубежом часто не хотят допускать к современным технологиям. Пример – история с Opel, участвовать в развитии которого нам не позволили.

Вторая проблема. В закупке новейших технологий не заинтересованы многие отечественные предприниматели. Новые технологии окупаются нескоро. А когда величина банковского кредита запредельна, никто не согласится рисковать. Лучше уж работать с устаревшей техникой и дедовским методами.

Не следует сбрасывать со счетов и неуверенность в будущем. Законов у нас принимается много, но веры им со стороны предпринимательской среды мало.

- Какова в целом роль Особой экономической зоны в развитии региона? С появлением особых зон в других регионах России Калининградская ОЭЗ становится менее привлекательной для инвесторов, а в 2016 году перестанут действовать таможенные льготы.

- Калининградская область – это, строго говоря, не Особая экономическая зона. Классическая ОЭЗ – небольшая территория. Калининградская же область является полноправным субъектом Российской Федерации. Поэтому с другими ОЭЗ она не сравнима, и они ей не конкуренты. У региона иная «весовая категория».

Теперь о роли ОЭЗ для региона. Если границы ОЭЗ определяют границы Калининградской области, говорить нужно не о роли первой в жизни региона, а о том, в какой степени этот особый статус субъекта Российской Федерации способствует его социально-экономическому развитию. И здесь я обращусь опыту формирования ОЭЗ, хотя, с учетом сказанного ранее, это не вполне корректно.

Как показал опыт других стран, данный экономический институт может стать локомотивом развития не только региональной, но и национальной экономики. Здесь аккумулируются современные технологии и современные методы организации производства. Кроме того, как бы сказали в советские времена, ОЭЗ – это «кузница кадров», где и рабочие, и инженеры, и менеджмент обучаются современным методам работы и управления. Так что переоценить значимость ОЭЗ сложно. Правда, при одном условии: если не ограничиться наименованием некой территории Особой экономической зоной, а последовательно ее формировать, используя преимущества во благо.

- В условиях удаленности и изоляции от «большой России» в Калининградской области сложилась особая система административной бюрократии. Инвесторы зачастую говорят о высоком уровне чиновничьего кумовства, что мешает пробиться на рынок. Как бороться с административными барьерами?

- Как говорил сатирик: «Что охраняю, то и имею». Поэтому не пытайтесь показать, что вы лучше всех. Приезжайте к нам, и давайте померяемся, у кого чиновники кумовитее. Но если серьезно, то проблема существует и, как мне кажется, методы борьбы с ней пока не разработаны.

Сегодня все страны озабочены повышением уровня прозрачности экономики (величина незаконных доходов, по различным оценкам, составляют сегодня от $500 млрд до $1,5 трлн). И чем большими эксклюзивными правами обладают территории, тем больше здесь возможность утаивать доходы, отмывать денежные средства, лоббировать интересы «своих», брать взятки…

Таким образом, особый статус Калининградской области объективно должен был породить негативные тенденции, порой, эксклюзивные. Как бороться с ними? Простых ответов здесь нет. Однако ясно, что особые условия Особой зоны требуют не только особых полномочий местных органов власти и управления, но и особых мер контроля (включая прокурорский надзор) и мониторинга. Но всегда нужно знать меру. Как вы сами отметили, область находится в особых условиях, а потому мерить ее по общей мерке было бы ошибкой.

- Одно из главных неудобств полуэксклавного положения региона – транспортные тарифы, в особенности железнодорожные. В условиях международной напряженности едва ли стоит ожидать, что власти Литвы пойдут здесь навстречу. Есть ли варианты решения этой проблемы на перспективу? Какую роль здесь может сыграть строительство в Калининградской области глубоководного порта и пассажирского терминала?

- Во-первых, напряженность не вечна. Но, думаю, и после того как она спадет, правительство Литвы не будет предоставлять нам транспортные льготы в ущерб своей национальной экономике. Значит, правительству Российской Федерации нужно будет с литовским правительством договариваться.

Во-вторых, одно не исключает другое. Переговоры переговорами, но глубоководный порт и пассажирский терминал жизненно необходимы. Кстати, при их наличии и договариваться станет легче.

- Власти Литвы объявили о том, что в декабре в Клайпеде заработает терминал по перекачке газа из Катара, что, по данным издания Lietuvos Rytas, позволит Вильнюсу даже реэкспортировать 1 млрд кубометров. С учетом того, что газопровод в Калининград проходит по территории Литвы, как это может сказаться на энергетической безопасности эксклава?

- Такая информация действительно появилась. И это дает основания для предположения, что проблемы в сфере обеспечения энергетической безопасности региона могут возникнуть. Если Литва откажется от российского газа, прослеживается три варианта развития событий.

Первый - негативный. Литовское правительство поднимает цены на транзит газа. В этом случае правительство Российской Федерации должно будет компенсировать потери региона из федерального бюджета. Иной вариант, при котором потери компенсирует сам регион, был бы глупостью, равносильной преступлению.

Второй - сомнительный. Часть катарского газа предлагается Литвой Калининградской области по конкурентным ценам. Вариант интересный, но, учитывая сложные отношения России и Литвы, небезопасный.

Третий - оптимальный. Последовательное снижение энергозависимости региона. Ничего нового данное предложение не содержит. Многие эксперты неоднократно писали о необходимости внедрения на территории области современных, то есть энергосберегающих технологий не только в промышленное производство, но и в ЖКХ. Добавлю к этому лишь одно. Уникальность местоположения Калининградской области, а также сложность современной ситуации вполне может быть использована «на благо» развития как области, так и страны. Этот результат может быть получен, если экономика данного субъекта Российской Федерации станет всероссийской площадкой массовой, системной реиндустриализации.

- Российские власти всегда рассматривали Калининградскую область как западный военный форпост страны. С другой стороны, звучат предложения сделать регион площадкой для снижения напряженности между Россией и Западом. Движение в каком направлении более перспективно?

- Я не политолог, но, полагаю, что одно не исключает другое. Кроме того, кто и когда доказал, что повышение обороноспособности страны повышает международную напряженность? Сколько военных конфликтов с участием развитых стран было в период существования СССР, и сколько их произошло после его распада?

Беседовал Владимир Чичинов