Posted 31 октября 2014,, 14:40

Published 31 октября 2014,, 14:40

Modified 31 марта, 10:51

Updated 31 марта, 10:51

Бизнес ждет худшего

31 октября 2014, 14:40
Уверенность калининградского бизнеса в завтрашнем дне снижается: в производстве за год соответствующий индекс упал вдвое, в сфере торговли - втрое. Эксклав особенно чутко реагирует на негативные тенденции.

Уверенность предпринимателей Калининградской области в завтрашнем дне в последнее время снижается, констатировал Росстат по итогам девяти месяцев года. Эксперты определили индекс предпринимательской уверенности исходя из ответов руководителей предприятий о прогнозе выпуска продукции, запасах и спросе на нее.

Замеры показали, что индекс предпринимательской уверенности в сентябре 2014 года составил 3%, что вдвое ниже, чем в сентябре прошлого года (6%). Это касается крупных предприятий, осуществляющих добычу полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производств и распределения электроэнергии, газа и воды.

Не испытывают оптимизма и бизнесмены, работающие в сфере розничной торговли, где индекс предпринимательской уверенности упал в третьем квартале более чем на 10%: если во втором квартале он был свыше 15%, то в третьем составил менее 5%. Также в третьем квартале снизилась уверенность среди предпринимателей, работающих в строительной сфере.

Среди основных факторов, ограничивающих рост производства, руководители обследованных предприятий называли недостаточный спрос на продукцию предприятия (48% опрошенных руководителей организаций), неопределенность экономической ситуации (46%), высокий уровень налогообложения (42%) и высокий процент коммерческого кредита – 40%.

Уменьшения спроса ожидают 8% предпринимателей, снижение выпуска готовой продукции прогнозируют 9%, уменьшение запасов продукции — 5%. По оценке, на ближайшие полгода ухудшение деловой активности предполагают 7% респондентов, 66% считают, что экономическая ситуация не изменится, и только 21% прогнозируют ее улучшение.

Ничего удивительного в пессимистичном настрое калининградских бизнесменов нет. В силу своего положения регион особенно чутко реагирует на негативные тенденции в российской экономике. Не говоря уже о том, что эксклаву приходится сталкиваться с уникальными проблемами.

Региональные переработчики мяса и рыбы в основном работали на привозном сырье, поэтому в результате санкций и контрсанкций некоторые из них попали в сложную ситуацию. По словам депутата Калининградской областной думы экономиста Павла Федорова, в условиях отсутствия сырья при больших объемах производства быстро перенастроить оборудование и технологию на другое сырье очень сложно, а иногда и невозможно. В такой ситуации владелец или акционеры решают, что им выгоднее: держать предприятие на плаву в ноль или себе в убыток, или проще его объявить банкротом. "Оборудование и технологии никуда не деваются. Выключили оборудование, законсервировали, тара осталась, станки, линии. При этом есть обязательства перед работниками, если отправить их в вынужденный отпуск, им надо платить, увольнять – там тоже выплаты. А когда объявляешь банкротство, там есть определенные положительные моменты для предпринимателя", – полагает депутат.

Руководство рыбоперерабатывающего предприятия «Технолат» проблему «быть или не быть?» решило в пользу «не быть», инициировав процедуру банкротства. Вскоре о банкротстве объявила компания «Балтийский лосось», в планах которой было построить в Пионерском завод по разведению форели.

Для тех, кто перерабатывал преимущественно норвежскую семгу, равноценно заместить ее российским сырьем с Дальнего Востока невозможно, поскольку дальневосточные закупочные цены заметно выше. По словам директора рыбокомбината "За Родину" Леонида Толстоброва, санкции не затронули его предприятие так же ощутимо, как "Технолат", который работал на норвежском сырье. "У нас другая ситуация, мы работаем в основном, процентов на 70, на своем, балтийском сырье, поэтому нас это не так сильно затрагивает. Затрагивает только ту часть, где мы делаем скоропорт – это селедка, скумбрия, там где мы делаем копченую продукцию. Но в процентном отношении это лишь 8-10% от нашего объема сырья. Поэтому здесь мы более защищены. У нас свой флот, мы сами вылавливаем и сами перерабатываем", – отметил Толстобров.

По его словам, сейчас предприятие ведет поиск новых рынков импорта сырья взамен выпавших. Идут переговоры с Дальним Востоком, но пока калининградский производитель не может добиться приемлемой цены. "Там цены намного выше, чем предлагали по семге из Норвегии. Это транспортная составляющая, которая не позволяет работать. К тому же раньше мы получали охлажденную семгу, а с Дальнего Востока будем получать только мороженую, это тоже большой минус. И не семгу, а, допустим, горбушу и кету, это менее жирная рыба", – сетует переработчик.

Он отметил, что для консервов также используется азиатское сырье. Это китайская, мавританская, марокканская рыба, которую предприятие закупало и ранее. Производство работает стабильно, в частности, потому что есть спрос на продукцию предприятия, сообщил директор. "Закрываться не собираемся. Делаем реконструкцию консервного производства, внедряем новые технологии. Со скоропортом тоже стараемся переходить в наш балтийский бассейн. У нас есть треска, судак, лещ, салака, килька, делаем широкий ассортимент с этой рыбы", – сказал Леонид Толстобров.

Российские производители шпротных консервов также столкнулись с проблемами после введения санкций на импорт сырья из стран Европы. По словам начальника отдела маркетинга закупок и продаж калининградского рыбоконсервного комплекса ООО "Роскон" Юрия Чумина, после введения эмбарго из ассортимента предприятия выпали шпроты из салаки. "С проблемами сталкиваемся по шпротной линии. Мы всегда закупали сырье для шпрот в Латвии, Эстонии и Финляндии, у нас уже были заключены контракты. Потому что то сырье, которое поставляют наши рыбаки, не всегда отвечает требованиям качества. У нас такие районы промысла, что килька ловится не всегда качественная. А мы абы из чего шпроты не делаем, позиционируем себя как производители качественного продукта", – подчеркнул менеджер.

Он отметил, что прогнозы пока неутешительные. Предприятие ведет переговоры с местными поставщиками рыбы. Других вариантов замещения нет, поскольку шпроты – это балтийская рыба. Сейчас цены на сырье растут, в том числе и за счет конкуренции — за рыбой приезжают производители шпрот из других регионов России, рассказал Чумин. В результате спрос на шпроты значительно вырос — следует ожидать, что это приведет к росту цен на консервы, прогнозирует представитель компании.

Озабоченность рыбопереработчиков разделяют и представители других сфер бизнеса. «Мы сегодня видим рост неопределенности, который задается и политикой, и экономикой, – обобщает настроения бизнес-сообщества уполномоченный по правам предпринимателей в Калининградской области Георгий Дыханов. – В условиях неопределенности падает интерес инвестировать. А если мы не инвестируем, то завтра у нас не будет ни доходов, ни благосостояния, ни добавленной стоимости, ни роста экономики. Это ведет к росту неопределенности. Мы попадаем в замкнутый круг».

Еще одна проблема кроется в том, что предпринимателям непонятна монетарная политики Центробанка, которая велась ранее. Сейчас идет смена курса с тем, чтобы развивать реальный сектор, а не поддерживать искусственно курс рубля. Но что влечет за собой эта смена курса в перспективе, прогнозировать сложно, заметил Дыханов. По его мнению, если Минэкономразвития и Центробанк будут проводить долгосрочную политику, направленную на то, чтобы отпустить рубль в "свободное плавание", это хорошо, поскольку под такую политику можно что-то инвестировать или строить, прогнозировать бизнес. Если опять курс сменится через год-два, то снова появится непредсказуемость и неопределенность.

С одной стороны, санкции дают возможность свободнее вздохнуть отечественному производителю. Региональные власти все время охотно подчеркивают этот момент. Но ничего не говорится о том, что санкции объявлены на год, а по некоторым прогнозам, могут быть сняты уже в марте 2015-го. Очевидно, что никто не будет инвестировать под условия, которые через год изменятся.

"Если через год снимут санкции, мы опять окажемся лицом к лицу с европейским, в частности литовским, товаропроизводителем, который субсидируется, себестоимость у него ниже, и он будет более конкурентоспособен. Тогда какой смысл вкладывать сейчас средства в завод? Только к концу действия санкций закончишь его строить, и только запустишь в тот период, когда как раз нужна окупаемость, – тут хлынет дешевый субсидированный импорт", – поясняет Георгий Дыханов.

Единого рецепта здесь нет, считает он. Понятно, что каждая компания будет работать над своими издержками, над повышением эффективности, производительности труда. Но если речь идет о повышении производительности труда в разы, а не просто на несколько процентов – а для успешной конкуренции с Европой необходимо повышение именно в разы, – то надо говорить о техническом перевооружении, о модернизации, а значит, опять же, об инвестициях. "Опять приходим к вопросу, как можно инвестировать в условиях неопределенности. Если мы говорим про другие ресурсы развития региона, такие как развитие малого бизнеса, в отсутствие инвестиций, в отсутствие локомотивов роста большой вопрос, сможет ли малый бизнес развиваться сам по себе. Потому что обычно малый бизнес следует за крупным и средним", – отметил бизнес-омбудсмен.

По его словам, есть два фактора, которые в значительной мере тормозят экономическое развитие Калининградской области – это транспортные тарифы и сложная процедура прохождения грузов через таможню. Между тем любой региональный бизнес завязан на транспорт. «Понятно, что мы удалены от источников сырья и от основных рынков сбыта, понятно также, что все, что мы производим, мы производим не для потребления внутри Калининградской области. И получается, транспортная составляющая приобретает огромнейшее значение», – подчеркнул Георгий Дыханов. Причем, добавил он, не только в плане тарифа, который не позволяют снизить Литва и Белоруссия, но и в смысле прохождения таможенных процедур, которые заставляют регион проигрывать соревнование порту Клайпеды, например, и другим конкурентам.

Дело в том что почти 60-70% российских грузов, которые идут через Балтику, проходят через эти порты, а не через Петербург или Калининград. Причиной этого, среди прочего, сложность таможенных процедур, неповоротливость этой системы и как следствие - непредсказуемость по времени. Причем тарифы и административные барьеры мешают калининградским предпринимателям даже экспортировать.

"У нас сейчас огромный урожай, например, зерна, который мы не сможем вывезти через порт "Калининград", потому что тариф неинтересен производителям. То есть вся Россия будет вывозить через Новороссийск. А там очереди. У нас есть портовый элеватор, но он будет пустовать, потому что у нас нет хорошего тарифа. Груз через Калининград будет стоить производителям зерна дороже, чем даже отстоять очередь в Новороссийске на отправку", – посетовал Георгий Дыханов. При этом, отметил он, в части упрощения процедуры пока не видно ни кардинального решения проблемы, ни даже зримых улучшений, хотя разговоров на эту тему ведется много.

Но транспортные и таможенные трудности существовали и раньше. Очевидно, в большей мере на понижение оптимизма калининградского бизнеса, кроме санкций, играют падающие экономические показатели. Стало быть, настроение инвесторов во многом будет зависеть от того, как скоро и с какими потерями экономика преодолеет рецессию. Что, в свою очередь, в известной мере определяется внешнеполитической ситуацией.

Владимир Чичинов