Дорожный тупик

Калининградским дорожникам в начавшемся году будет не до жиру. Между тем в ГИБДД зафиксирован рост числа ДТП, связанных с состоянием дорог. Одна из двух главных российских бед грозит перерасти в бедствие.

При верстке бюджета на 2015 год финансово-экономический блок правительства Калининградской области воспользовался базовым прогнозом социально-экономического развития, посчитав, что оптимизм, даже умеренный, в сложившейся ситуации неуместен. Нынешняя рецессия показывает, что будь бюджет умеренно-пессимистическим, все равно исполнить его было бы непросто. Тем более что многие аналитики прогнозируют пик кризисных явлений в российской экономике на весенний период, так что придется еще ужиматься.

В части дорожного хозяйства ужиматься особенно некуда. На 2015 год по целевой статье «Расходы дорожного фонда» предусмотрено 2,7 млрд рублей. Это почти в два раза меньше, чем в 2014 году, когда на соответствующую статью закладывалось 5,2 млрд. В своем докладе по проекту бюджета на 2015-2017 годы глава регионального минфина Виктор Порембский упомянул финансирование дорог довольно скромно. Весомую долю в расходах, направленных на поддержку отраслей экономики реального сектора, составляет программа «Развитие транспортной системы» (это в основном расходы дорожного фонда), отметил министр. Всего расходы на это самое развитие, с учетом дорожного фонда, составят 2,9 млрд рублей. Плюс подоспела федеральная подмога на строительство дорог в сравнительно небольшом размере – 816 млн рублей.

Таким образом, калининградским дорожникам в начавшемся году будет не до жиру. Тем более что бюджеты муниципального уровня кризис касается нисколько не меньше. Так, в самом крупном муниципалитете региона, Калининграде, программа капитального ремонта дорог на этот год была урезана в 2,5 раза, с 204 млн до 80 млн рублей. Благо есть проекты, в реализации которых участвуют федеральные средства, такие как дорога-развязка на улице 9 Апреля. Расходы на обустройство дворовых проездов также секвестрированы с 34 до 11 млн рублей.

При таких раскладах одна из двух главных российских бед грозит в регионе перерасти в бедствие. Особенно с учетом существующей традиции тратить выделяемые средства неэффективно, в частности, привлекая к дорожным работам «своих» подрядчиков в ущерб качеству ремонта или строительства.

Наличие этой проблемы признает и губернатор Калининградской области Николай Цуканов. Минувшей осенью он заявил, что проектировщики и строители дорог должны нести ответственность вплоть до уголовной за некачественную работу. «Я считаю, что должна быть уголовная ответственность, и строители должны нести ответственность и давать гарантию, и не 2–3 года, а от 5 до 10 лет", – говорил тогда глава региона.

Тем не менее, в декабре победителем конкурса при выборе генподрядчика строительства III очереди Приморского кольца – от транспортной развязки на Московском проспекте областного центра до транспортной развязки на Зеленоградск с устройством подъезда к Гурьевску – снова стала питерская компания ЗАО "ВАД". Стоимость контракта составила 6,82 млрд руб., начальная цена была снижена на 69 млн руб.

По информации Rugrad.eu, ЗАО "ВАД" было единственным участником открытого конкурса. Ранее компания стала победителем конкурса на второй этап реконструкции участка автомобильной дороги Калининград — Мамоново II (поселок Новоселово) — граница республики Польша. И именно ЗАО "ВАД" осуществляло первый этап реконструкции трассы "Калининград – Мамоново II" (стоимость контракта составляла 424,2 млн руб.). Компания из Санкт-Петербурга является исполнителем всех основных контрактов на строительство и реконструкцию дорог в Калининградской области в последние годы, отмечает издание.

ЗАО "ВАД" и подконтрольные ему структуры были, в частности, подрядчиками государственного контракта по строительству автодороги Калининград – Зеленоградск с подъездом к аэропорту "Храброво". По информации газеты «Совершенно секретно», ущерб, причиненный государству подрядчиком, предварительно оценивается в десятки миллионов рублей.

Примечательно, что по отношению к ЗАО «ВАД» риторика Николая Цуканова не столь жесткая, как к абстрактным «строителям». Об уголовной ответственности речи не идет. Говоря о трещинах, образовавшихся на Приморском кольце из-за ошибки подрядчика, губернатор заявил: «Сейчас все поняли свою ошибку, выбрали правильные компоненты и сделали выводы. Подрядчик за свой счет устранит недочеты», – цитирует главу правительства "Новый Калининград.Ru". Дескать, причиной трещин стал неверный выбор исполнителем и материалов для работы, а также то, что строители не учли климата и особенностей региона.

К слову о материалах - в декабре полицейские выявили нелегальный завод по производству асфальта. По данным МВД, произведенный асфальт использовался при строительстве региональных и федеральных дорог в Калининградской области.

Между тем в управлении дорожного хозяйства Калининградской области есть свои фавориты. Как утверждают эксперты калининградского антикоррупционного центра «Трансперенси Интернешнл – Россия», у директора управления Геннадия Лейбовича имеется конфликт интересов. Он заключил госконктракты на ремонт дорог с компанией «Балтдормостстрой», учредителем которой является его сестра. Компания получила 11 крупных контрактов на общую сумму 1,5 млрд рублей, сообщает «Новый Калининград.Ru» со ссылкой на антикоррупционный центр.

«В двух конкурсах компания вообще не имела права принимать участие, однако конкурсная комиссия допустила «Балтдормостстрой» до участия, после чего были заключены два госконтракта на общую сумму 588,1 млн рублей», — утверждают в антикоррупционном центре. Общую сумму контрактов, полученных фирмой, эксперты оценивают в более чем 1,5 млрд рублей.

После таких примеров хозяйствования стоит ли удивляться трещинам и прочим дефектам, появляющимся в дорожном покрытии вскоре после его укладки? Равно как и плачевным последствиям низкого качества дорожных работ. По статистике регионального ГИБДД, недостатки в транспортно-эксплуатационном состоянии улиц и дорог, а также расположенных на них сооружений и технических средств организации дорожного движения, были задокументированы при оформлении 31,3% от всех происшествий в 2014 году.

По информации врио главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Калининградской области Александра Михалевича, зарегистрировано 388 таких ДТП, в которых 60 человек погибли и 438 получили ранения. Это при том, что количество происшествий, совершенных по причине превышения водителями скоростного режима, сократилось на 8% и составило всего 107 ДТП.

Цифры гаишной статистики по ДТП, связанным с дорожными дефектами, выросли по сравнению с прошлыми годами. Впрочем, причиной этого могло стать более тщательное исследование инспекторами обстоятельств транспортных происшествий. «Мне кажется, всегда большое значение имело состояние дороги и средств организации дорожного движения. Например, зимой много ДТП происходит из-за гололеда, и чаще всего это связано с тем, что дорожная служба вовремя не посыпала дорогу», – полагает юрист Калининградской региональной общественной организации "Общество защиты прав автомобилистов "ОСА" Петр Губенко.

Он подчеркнул, что во многих местах на дорогах Калининграда должны стоять ограждения – в частности, около озер и мест с перепадами высоты. Попадаются на проезжей части и открытые люки, не говоря уже о множестве ям и выбоин, заметил автомбилист.

Проблема с ограждениями существует не только в областном центре, но и на других дорогах области. В частности, Петр Губенко упомянул трассы, где деревья растут близко к дорожному полотну. Там, по его мнению, также должны устанавливаться ограждения.

С этим утверждением согласна инициативная группа экологов, направившая губернатору Николаю Цуканову петицию против вырубки придорожных деревьев. По их мнению, вместо уничтожения довоенных дубов их можно отгородить отбойниками, тем самым повысив безопасность движения.

«Главный аргумент сторонников вырубки придорожных деревьев – это безопасность дорожного движения, – говорит председатель Калининградского отделения межрегиональной экологической общественной организации "Зеленый фронт" Олег Иванов. – Хотя если иметь в виду зарубежный опыт, тех же наших соседей – Литвы, Польши, Германии, Чехии, где есть такие же аллеи, – там, надо сказать, скоростной режим установлен выше. В Германии, например, 80 километров в час ограничение на таких аллеях, и там практически нет ДТП. Во-первых, это говорит о культуре вождения, и второе, что также немаловажно, это говорит о том, что дороги должным образом обслуживаются».

По его мнению, чтобы водитель врезался в придорожное дерево, этому должен сопутствовать целый ряд неблагоприятных условий. Это плохие условия видимости, превышение скоростного режима, обледенение дорожного полотна или, напротив, в сухую погоду большое количества песка на дороге, который никто не убирает.

Хотя в номенклатурном контексте уборка дорог уже другая статья, нежели ремонт и строительство, с точки зрения безопасности движения это звенья одной цепи. И если истончается какое-то одно звено, рвется вся цепочка. К сожалению, у нас зачастую тонкими оказываются все звенья одновременно.

Владимир Чичинов


Ранее на тему В Германии подсчитали число погибших в ДТП с 1950 года

СМИ: Инспекторы ГИБДД перестанут приезжать на ДТП без пострадавших