Posted 3 февраля 2015,, 09:55

Published 3 февраля 2015,, 09:55

Modified 31 марта, 09:35

Updated 31 марта, 09:35

Утечка рабочих рук

3 февраля 2015, 09:55
в Калининградской области за год почти на треть снизился миграционный прирост населения, а в январе количество прибывающих граждан снизилось более чем на 40%. Регион вскоре может ощутить нехватку рабочих рук.

По данным статистики, в прошлом году в Калининградской области почти на треть снизился миграционный прирост населения. Причем как из стран СНГ, что может внести коррективы в ситуацию на рынке труда, так и из других регионов России, что с учетом естественной убыли населения может повлиять на демографию в целом.

Согласно докладу директора Института научно-общественной экспертизы Сергея Рыбальченко «Через 10 лет будет поздно», выборочно опубликованному изданием Газета.ru, нынешний спад миграционного прироста закономерен. «Восполнить недостающее население даже чрезвычайно активным стимулированием миграции будет практически невозможно – все страны СНГ (главные демографические доноры России) столкнулись со своими «демографическими ямами», связанными с резким спадом рождаемости 1990-х годов. В результате на рынок труда в ближайшие годы в странах СНГ будут выходить все более и более малочисленные возрастные группы, что приведет к значительному уменьшению избытка рабочей силы и послужит мощным фактором сокращения миграционного прироста населения России», – говорится в докладе. По пессимистическому прогнозу, миграционный прирост в России может упасть до нуля уже к 2022 году.

Сложившийся в прошлом году тренд заставляет всерьез прислушиваться к невеселым прогнозам. Если на протяжении 2012-2013 годов миграционный прирост в Калининградской области держался на уровне более 8 тыс. человек, то за первые 11 месяцев минувшего года, по данным Калининградстата, этот показатель составил почти 5,6 тыс. человек, что меньше позапрошлогоднего на 31,8%. Больше всего переселенцев в регион едут из Казахстана (+1 тыс. 301 человека), Узбекистана (526 человек), Украины (448 человек) и Киргизии (428 человек).

Прирост миграции из других регионов России составил 2,6 тыс. человек, что на 18% ниже, чем в 2013 году. Из стран дальнего зарубежья миграционный прирост отрицательный – приехало 455 иностранцев, уехало 486, то есть на 31 человека больше. Наиболее ощутимо в регионе снизилось количество мигрантов из Германии и США.

Статистика регионального УФМС гласит, что в минувшем году было оформлено 9,2 тыс. разрешений на работу (на 7,8% больше, чем в 2013-м), 8,6 тыс. патентов (на 13% меньше). Как видно, в целом количество официальных иностранных работников в Калининградской области снизилось на 5,2%. Без дополнительных документов могут работать приезжие с разрешением на временное пребывание (РВП) и видом на жительство. РВП было выдано 4 тыс. (на 43,4% меньше, чем в 2013 годк), видов на жительство 1,8 тыс. (на 29,9% больше) - в целом на 13,5% меньше.

Несмотря на отток мигрантов из стран СНГ и России, к концу прошлого года уровень безработицы в области вырос. Очевидно, это обусловлено общим снижением потребности организаций в работниках. С одной стороны, спад в конце года носит сезонный характер. С другой, по данным регионального Агентства по обеспечению занятости населения, в ноябре и декабре 2014-го потребность организаций в работниках была на уровне 10,9 тыс. и 9,6 тыс. человек соответственно, что на 9,7% и 13% ниже показателей за те же месяцы 2013 года. То есть на данном этапе эти цифры говорят о том, что за счет общего снижения числа рабочих мест в целом спад прироста мигрантов пока не привел к дефициту рабочих рук.

Но в недалеком будущем ситуация может измениться. Одна из сфер, традиционных для занятости работников из СНГ, это строительство. Как говорил ранее первый замминистра строительства региона Николай Телевяк, на сегодняшний день строительная сфера Калининградской области не может обходиться без привлеченных рабочих. По его словам, на ноябрь прошлого года в области работали около 80 тыс. привлеченных рабочих. "К сожалению, сегодня под те объемы строительства, которые имеются на территории области, местных трудовых ресурсов не хватает. Обучаться на рабочие специальности идет мало молодежи. Поэтому мы должны все равно привлекать рабочую силу – крупные строительные предприятия России, прежде всего Северо-Запада, Петербурга со своими мощностями, как трудовыми ресурсами, так и механизмами. При этом должны привлекаться квалифицированные рабочие, уже имеющие опыт, а не начинающие разнорабочие", – полагает замминистра.

Необходимость регулировать качество иммиграции подчеркивает и уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области Георгий Дыханов. При этом он считает снижение миграционного притока симптоматичным с точки зрения состояния экономики региона. «Мигранты обычно идут за заработками или за хорошими условиями жизни. То, что мигранты перестали сюда идти – получается, в регионе либо нет заработков, либо нет хорошей жизни», – отмечает бизнес-омбудсмен.

Он убежден, что это не идет региону в плюс. В Калининградской области естественный прирост населения пока не просматривается, напротив, происходит естественное снижение количества населения, то есть рождаемость ниже, чем смертность. Демография в области росла только за счет мигрантов, когда она была привлекательным регионом, полагает Дыханов.

«Я, конечно, понимаю, что не все мигранты нужны экономике, да, нужен отбор, должны быть квалифицированные кадры. Если бы это снижение было результатом нашей миграционной политики, я бы сказал, что это хорошо. То есть мы очищаем ряды и привлекаем только тех, кого нам нужно привлекать, именно в нужном количестве. Но я, честно говоря, не помню, чтобы за прошлый год как-то сильно изменилась наша миграционная политика. Поэтому это не результат миграционной политики, скорее, результат экономических факторов», – подчеркнул бизнес-омбудсмен.

Некоторые изменения, способные повлиять на качество иммиграции, вступили в силу с начала этого года. Они коснулись, в частности, рабочего патента. Если раньше патент давал возможность работать только у физических лиц, то с этого года работодателем обладателя такого документа может стать и юридическое лицо. Кроме того, теперь для получения патента введен ряд дополнительных требований. Так, сначала соискатель должен пройти медицинское освидетельствование и получить полис добровольного медицинского страхования. К обязательному экзамену по русскому языку присоединились тесты по истории России и основам российского законодательства.

Тестированием на данный момент в регионе занимаются Центр русского языка БФУ им. И.Канта и НОЧУ «Мир образования». Как сообщила директор Центра русского языка Татьяна Цвигун, за две с небольшим рабочих недели января в центр обратились 132 соискателя на получение РВП. Из них тесты сдали 127 человека – это 96%. Из 43 кандидатов на вид на жительство успешно прошли испытания 30 человек (70%). Что касается мигрантов, желающих получить рабочий патент, здесь выборка совсем небольшая, что вряд ли пока позволяет говорить о каких-то тенденциях: из десяти участников экзамен сдали шестеро. По мнению Татьяны Цвигун, какие-то серьезные выводы по первым результатам тестирования можно будет делать к концу марта.

Тесты для всех трех категорий мигрантов разные. Наиболее простой вариант предлагается тем, кто приехал в поисках работы. Это тест, состоящий из трех модулей в облегченном формате, плюс самый низкий порог прохождения. Так, модули «История России» и «Законодательство», введенные с начала января, включают в себя по десять вопросов, причем для успешного прохождения теста достаточно ответить на половину из них. Для соискателей РВП и вида на жительство установлено по каждому модулю уже 20 вопросов. Но если представители первой категории могут ограничиться также половиной правильных ответов, то для получения вида на жительство надо успешно выполнить не менее 75% заданий по каждому модулю.

По мнению руководителя калининградского антикоррупционного центра «Трансперенси Интернешнл-Россия» Ильи Шуманова, в экзаменах может присутствовать коррупциогенная составляющая. Мигрант, который приезжает в Россию, зачастую не владеет даже основами русского языка. Его ждут потенциальные работодатели на стройке или в секторе ЖКХ, к которым он едет работать и у которых нет времени ждать, пока мигрант выучит язык, основы российской истории и сдаст экзамены. Все это происходит параллельно, и процедура сдачи этих экзаменов больше формальна, полагает эксперт.

По его словам, когда мигрант приходит в органы власти, его, как правило, сопровождает проводник, который хорошо говорит по-русски, или бригадир, который уже давно в России и имеет опыт общения с чиновниками. Он заполняет за соискателя документы, договаривается, налаживает связи. В этом контексте дополнительный препон – это всего лишь один из механизмов для теневого зарабатывания денег, напрямую не связанный с повышением квалификации мигрантов, уверен Илья Шуманов.

По его мнению, ситуацию с коррупцией вокруг гастарбайтеров следует рассматривать в более широком спектре. «У нас была серия глубинных интервью с прибывшими мигрантами. Мы спрашивали их о степени участия коррупции при получении официальных документов, разрешений и прочее. Получается, у нас вся схема работы с мигрантами построена на коррупционных механизмах. Существует официальный механизм, который не работает, и существует альтернативный, который, собственно, заменяет нормальную систему», – резюмировал эксперт.

Как сообщили «Росбалту» в пресс-службе регионального УФМС, в январе в область прибыли 1 тыс. 773 мигранта, что более чем на 40% ниже показателя января 2014 года. При этом из Узбекистана, поставляющего кадры преимущественно на рабочие специальности, приехали 775 человек вместо прошлогодних 1,5 тысяч. И хотя январь с его каникулами в статистическом плане месяц не очень показателен, налицо более общие статистические тенденции. Кроме общеэкономических факторов, приток гастарбайтеров в нынешнем году может снизиться из-за подорожания патента. Чтобы работать, мигранту придется ежемесячно оплачивать НДФЛ, для Калининградской области это 2 тыс. 666 рублей - вдвое больше прежнего (в 2014 году - 1,2 тыс. рублей).

Плюс к тому полис добровольного страхования обойдется мигранту в районе 2-2,5 тыс. рублей в зависимости от страховой компании. Причем этот полис позволит рассчитывать только на экстренную помощь, возможность же пройти амбулаторное лечение отнимет еще 1,5 тыс. рублей и более. Вероятно, именно по этой причине на январских экзаменах в БФУ оказалось так мало желающих получить патент и так много – РВП. Во втором случае больше мороки с документами, но заплатить надо только единовременную пошлину в размере 1,6 тыс. рублей. Таким образом, если негативные явления в российской экономике продлятся достаточно долго, даже с учетом снижения числа рабочих мест, регион вскоре может ощутить нехватку рабочих рук.

Владимир Чичинов